Евангелие от Луки, Глава 16, стихи 1-9
01 Сказал же и к ученикам Своим: один человек был богат и имел управителя, на которого донесено было ему, что расточает имение его;
02 и, призвав его, сказал ему: что это я слышу о тебе? дай отчет в управлении твоем, ибо ты не можешь более управлять.
03 Тогда управитель сказал сам в себе: что мне делать? господин мой отнимает у меня управление домом; копать не могу, просить стыжусь;
04 знаю, что сделать, чтобы приняли меня в домы свои, когда отставлен буду от управления домом.
05 И, призвав должников господина своего, каждого порознь, сказал первому: сколько ты должен господину моему?
06 Он сказал: сто мер масла. И сказал ему: возьми твою расписку и садись скорее, напиши: пятьдесят.
07 Потом другому сказал: а ты сколько должен? Он отвечал: сто мер пшеницы. И сказал ему: возьми твою расписку и напиши: восемьдесят.
08 И похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил; ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде.
09 И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители.
Притча о неверном или нечестном управителе довольно необычная. По сути дела, в качестве положительного примера выступает обманщик и жулик. Мало того, что он, скорее всего, проворовался и его, как бы мы сегодня сказали, сняли с должности, так он ещё и после этого продолжает свои махинации, а не приходит, как можно было бы ожидать, к покаянию. Ключом для понимания этой притчи служат два важных обстоятельства. Во-первых, гигантский размер тех долгов, с которыми работает неверный управитель. 100 мер масла это отнюдь не какое-то неопределённое число. В более привычных для нас единицах измерения это порядка трёх с половиной тысяч литров. И, конечно, при сельскохозяйственных технологиях двухтысячелетней давности это было гигантское, почти метафорическое, количество. Обычный человек не мог обладать такими богатствами и тем более раздавать кому-то в качестве беспроцентного кредита. Обладает всем и ни в чем не имеет недостатка Один лишь Бог. То есть под именем господина скрывается не обычный богач, а Сам Бог. На это же указывает и второе обстоятельство: в оригинальном тексте слово «господин» передаётся тем же самым словом, которое мы привыкли переводить как «Господь». Неверный управитель имеет дело с Богом. Именно поэтому господин не гневается на своего управителя. Ведь с одной стороны, все принадлежит Богу, а с другой — Бог ни чуть не страдает от того, что Он чего-то лишается.
Христос неоднократно говорил, что тому, кто богат спастись довольно непросто. Корень этой проблемы прекрасно описал святитель Кирилл Александрийский: «богатство делает [людей] презрительными и всевает в обладающих им семена всякого сладострастия». Проблема в том, что если человек многим обладает, то ему свойственно забывать о Том, Кто ему это все дал. Даже если такой человек и помнит о Боге, то чаще всего не как об абсолютном Собственнике всего сотворённого, но как о некоей силе, которую надо вовремя ублажить, чтобы и дальше ни в чем не нуждаться. Считая себя полноправным владельцем собственного богатства, человек забывает о том, что рано или поздно он его лишится, и тогда ему понадобятся друзья, которые будут ждать его в вечных обителях. Этих друзей он может приобрести только через милостыню. Раздавать своё имение, делиться деньгами с малоимущими и нуждающимися — это и означает не жить только для себя, а «в Бога богатеть» (Лк 12:21).