2015-11-23

Лк., 65 зач., XII, 13-15, 22-31
Поделиться
655px-Khersones_mosaic_1

Символ души — птица — на византийской мозаике православного храма 6 века. Херсонес. Автор: unk \ V. Vizu.

Евангелие от Луки, Глава 12, стихи 13-15, 22-31.

13 Некто из народа сказал Ему: Учитель! скажи брату моему, чтобы он разделил со мною наследство.
14 Он же сказал человеку тому: кто поставил Меня судить или делить вас?
15 При этом сказал им: смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения.

22 И сказал ученикам Своим: посему говорю вам,- не заботьтесь для души вашей, что вам есть, ни для тела, во что одеться:
23 душа больше пищи, и тело – одежды.
24 Посмотрите на воронов: они не сеют, не жнут; нет у них ни хранилищ, ни житниц, и Бог питает их; сколько же вы лучше птиц?
25 Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе роста хотя на один локоть?
26 Итак, если и малейшего сделать не можете, что’ заботитесь о прочем?
27 Посмотрите на лилии, как они растут: не трудятся, не прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них.
28 Если же траву на поле, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, то кольми паче вас, маловеры!
29 Итак, не ищите, что’ вам есть, или что’ пить, и не беспокойтесь,
30 потому что всего этого ищут люди мира сего; ваш же Отец знает, что вы имеете нужду в том;
31 наипаче ищите Царствия Божия, и это всё приложится вам.

Комментирует священник Димитрий Барицкий 

В Древнем Израиле был обычай приходить с тяжелыми вопросами к раввинам, народным учителям. Поскольку авторитет Христа среди простых людей был также высок, один из них обращается к Нему с просьбой решить житейскую тяжбу – разделить наследство. Однако Господь наотрез отказывается это делать. Почему? Разве Господь пришел не для того, чтобы помогать людям?

Причина отказа становится понятна из дальнейшей речи Спасителя. Здесь за многочисленными образами скрывается одна простая мысль: не следует чрезмерно заботиться о телесных нуждах, в первую очередь необходимо искать Царства Небесного, то есть заботиться о своей вечной душе. «Ну, это уж слишком», – скажут некоторые. «Как можно, например, не рассчитывать, бюджет на месяц, или не откладывать деньги на отпуск, не прикидывать, наконец, что зимой оденут твои дети»?

Важно понять, что Господь выступает здесь не против того, что мы сейчас называем тайм-менеджмент. Если вспомним, Сам Он благословил одному из апостолов носить денежный ящик, а, следовательно, думал о том, что будет завтра и, естественно, на бытовом уровне планировал Свой день. Господь осуждает определенную стратегию, которую человек может поставить во главу угла своей жизни. Нельзя все свое существование свести к решению единственно насущных вопросов. Нельзя поддаваться на заманчивый лозунг «комфортная, безопасная, сытая жизнь здесь и сейчас». Нельзя этим принципом руководствоваться в своем каждодневном поведении.

Подобная бытовая философия давно известна под именем мещанства. Единственные чувства, которые однажды будут переполнять сердце ее верного и последовательного адепта – это страх упустить свое, тревога не успеть, зависть к тому, у кого больше, подозрительность ко всем. Но самое страшное не это. Однажды для такого человека все, что его окружает, рискует превратиться в средство, инструмент для обеспечения личного комфорта и спокойствия. В результате, ничего радостного ни для самого себя, ни для своих близких он не принесет. Жизнь его рискует стать бесцветной, потерять свой аромат, превратиться в бездушную мертвую схему.

Поэтому Господь предлагает выбрать иную жизненную стратегию. Никто не запрещает думать о завтрашнем дне. Но ты должен научиться иначе расставлять акценты. Ты не должен всем своим умом и сердцем прилепляться к бытовым целям. Они должны стать прозрачными: так чтобы через них можно было видеть главное, то, к чему и должно стремиться всеми силами своей бессмертной души. Это единственный способ остаться человеком и подарить счастье близким.

Так почему же Христос не помогает человеку, который пришел с просьбой? Видимо потому, что ему не нужен был Сам Христос. Вернее, нужен, но не как цель, а всего лишь как средство к удовлетворению своих мелких, временных потребностей, потребностей, которые никогда не принесли бы ему подлинного счастья. А потому Господь и отказывается поддерживать его на этом пути.

Подлинное счастье подарить человеческому сердцу может только Бог, а, следовательно, только Он может стать той целью, на достижение которой каждому из нас стоит положить всю жизнь и все силы своей души без остатка.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (32 оценок, в среднем: 4,50 из 5)
Загрузка...