Евангелие от Луки, Глава 15, стихи 11-32. Комментирует - Евангелие дня с Павлом Великановым
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Луки, Глава 15, стихи 11-32

11 Еще сказал: у некоторого человека было два сына;

12 и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение.

13 По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно.

14 Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться;

15 и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней;

16 и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему.

17 Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода;

18 встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою

19 и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.

20 Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его.

21 Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим.

22 А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги;

23 и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться!

24 ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.

25 Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование;

26 и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое?

27 Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым.

28 Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его.

29 Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими;

30 а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка.

31 Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое,

32 а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.

Читает и комментирует Евангелие от Луки, Глава 15, стихи 11-32 (прот. Павел Великанов)
Rembrandt_Harmensz._van_Rijn_-_The_Return_of_the_Prodigal_Son

«Возвращение блудного сына», Рембрандт (ок. 1666-69, Эрмитаж)

Лк., XV, 11-32 о. Павел Великанов

11 Еще сказал: у некоторого человека было два сына;
12 и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение.
13 По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно.
14 Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться;
15 и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней;
16 и он рад был наполнить чрево свое рожка'ми, которые ели свиньи, но никто не давал ему.
17 Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода;
18 встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою
19 и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.
20 Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его.
21 Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим.
22 А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги;
23 и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться!
24 ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.
25 Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование;
26 и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое?
27 Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым.
28 Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его.
29 Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими;
30 а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка.
31 Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое,
32 а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.

Притча о блудном сыне – как и многие другие притчи Христа Спасителя – удивительно многогранна. Её можно прочитать как вполне реальную историю – когда нагулявшийся сын возвращается в родной дом, где его уже и не чаяли увидеть. Эту притчу можно увидеть как образ различных отношений между человеком и Богом Отцом. А можно сфокусироваться на деталях и именно в них увидеть, как при помощи художественных образов Спаситель стремится донести до Своих слушателей те главные мысли, которые, как правило, «в лоб» рассказать невозможно – их можно уловить только боковым зрением.

Этой притчей Церковь продолжает подготавливать нас к периоду Великого Поста – периоду покаяния, плавного разворота корабля нашей жизни к самому оптимальному маршруту. Неудивительно, что притча о блудном сыне – прекрасный пример Божественного милосердия, которое не мелочится, не считает каждую копейку совершенных грехов – а обрушивается целиком на человека, лишь только он на самом деле начинает хотеть примирения с Богом. Эта притча учит нас не отчаиваться, в какой бы греховной яме мы ни оказались: там, дома, нас всегда ждёт любящий Отец – любовь Которого к нам – безусловна, даже когда мы – предатели и отступники.

Но в притче есть ещё одна глубина, которая не столь очевидна. Это – противоречивая фигура другого сына, верного, который никуда отца не бросал, служил верой и правдой, не требовал своей части имения. Однако – почему-то вместо всеобщей радости, его охватили гнев и негодование, когда он узнал о возвращении своего единственного родного брата. И, очевидно, дело вовсе не в том, что отец никогда не разрешал ему веселиться с друзьями – это всего лишь отговорки, камуфляж, которым сын пытается скрыть истинные причины своего крайнего недовольства.

Чтобы понять, в чем же дело, давайте всего лишь представим, что изменяется в жизни старшего брата – когда его разгульный брат снова оказался в семье. Поначалу может показаться, что ничего не меняется. Как ежедневно, с утра до вечера, трудился старший брат – так он и дальше будет работать. Практической выгоды от младшего ждать едва ли придётся – пока он придёт в себя, отдохнёт, отоспится, отъестся – сколько еще времени потребуется, чтобы ему восстановится! Но дело в другом: покаяние младшего сына существенно меняет общий фон, на котором старший сын выглядел просто ангелом! И теперь перед ним – страшная, неосознаваемая до конца проблема: на фоне кого теперь я буду хорошим? Ведь просто быть хорошим – без контражура – для него уже совсем непривычно?
Вот о чем нам, дорогие братья и сестры, надо сегодня задуматься. Мы нередко думаем о своей «хорошести» исключительно на фоне чей-то «худости», порочности, греховности. Когда вокруг тебя все матерятся – а ты такой безукоризненно-правильный – ну как себе не порадоваться! Достоин бо! А окажись в критической ситуации – кто знает, ты ли первым рванешь спасать другого – или этот развязанный мужик с банкой пива, всё так же ругаясь, не побоится рискнуть собственной жизнью ради другого – сам даже не понимая, почему?

Не сравнивать себя ни с кем – ни с худшими нас, ни с лучшими – но стремиться только к одному: быть до конца верными тому пути, который Сам Бог прокладывает перед нами – вот чему следует нам научиться из сегодняшней притчи!

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!