Евангелие от Марка, Глава 12, стихи 13-17. Комментирует - Евангелие дня с Павлом Великановым
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Марка, Глава 12, стихи 13-17

13 И посылают к Нему некоторых из фарисеев и иродиан, чтобы уловить Его в слове.

14 Они же, придя, говорят Ему: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице, но истинно пути Божию учишь. Позволительно ли давать подать кесарю или нет? давать ли нам или не давать?

15 Но Он, зная их лицемерие, сказал им: что искушаете Меня? принесите Мне динарий, чтобы Мне видеть его.

16 Они принесли. Тогда говорит им: чье это изображение и надпись? Они сказали Ему: кесаревы.

17 Иисус сказал им в ответ: отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. И дивились Ему.

Читает и комментирует Евангелие от Марка, Глава 12, стихи 13-17 (прот. Павел Великанов)
Brooklyn_Museum_-_The_Tribute_Money_(Le_denier_de_César)_-_James_Tissot

Кесарю кесарево. Рисунок Джеймса Тиссо.

Мк., XII, 13-17 о.Павел Великанов

13 И посылают к Нему некоторых из фарисеев и иродиан, чтобы уловить Его в слове.
14 Они же, придя, говорят Ему: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице, но истинно пути Божию учишь. Позволительно ли давать подать кесарю или нет? давать ли нам или не давать?
15 Но Он, зная их лицемерие, сказал им: что искушаете Меня? принесите Мне динарий, чтобы Мне видеть его.
16 Они принесли. Тогда говорит им: чье это изображение и надпись? Они сказали Ему: кесаревы.
17 Иисус сказал им в ответ: отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. И дивились Ему.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.

Ловушка, в которую пытаются завлечь Иисуса представители религиозной элиты и светские аристократы, была неплохо продумана. Если Иисус скажет, что нельзя платить налоги оккупантам – то есть римским властям – Его можно будет обвинить в подстрекании к мятежу и неповиновению Риму. Вполне достаточные основания, чтобы предать смерти и наконец-то вернуть ситуацию в прежнее управляемое русло. Если же Он скажет, что нет ничего зазорного в уплате налогов ненавистным римлянам – какой же Он после этого патриот? от Него неизбежно отвернутся многие и пойдёт дурная слава как о конформисте, предателе национальных интересов еврейского народа. Хитрость вопрошателей заключалась ещё и в том, что сначала они своими льстивыми словами надеялись загнать Спасителя в узкий коридор: коль уж Ты столь нелицеприятен и правдив, и заботишься только о правде Божией – Ты уже не сможешь отмолчаться или скрыть Свою настоящую позицию в этом более чем болезненном для любого иудея вопросе.

Чтобы понять всю глубину ответа Христа, надо обратить внимание на форму вопроса – и форму ответа. Фарисеи спрашивают – позволительно ли давать подать – а в ответ слышат призыв – отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. Отдавайте – это совсем не то же самое, что «давать». Отдавать – значит возвращать назад то, что тебе не принадлежало, а было чужой собственностью. Фарисеи хотели придать религиозный смысл действию, которое прямого отношения к вере не имело: ведь монету чеканил императорский монетный двор, они принимали её для взаиморасчетов, тем самым признавая и римскую власть как таковую. Принимать монету царя – значит, принимать его как своего господина. Но уплата податей – одна из обязанностей, проистекающих из этого подданства.

Но Спаситель не этом не останавливается, а призывает не только отдавать налоги кесарю, но и «Божие – Богу». Блаженный Августин так красочно комментирует эти слова: «Кесарь ищет образ свой - возвращайте! Бог ищет образ Свой - возвращайте! Да не потеряет в вас кесарь монету свою, да не потеряет в вас Бог монету Свою».

Что же это такое – «Божие» в человеке, что мы должны обратно возвращать Богу? И как мы можем это не возвращать – а хищнически присваивать себе? Только у человека – в отличие от всех остальных живых существ – есть дар разумности. Мы поступаем тем или иным образом не потому, что нами владеют только животные инстинкты. В нас живёт дух – высшее начало, вложенное в человека Самим Богом – и даже в самом яростном безбожнике и грешнике этот дух никуда не исчезает. Да, он будет томиться, маяться, искать хотя бы какие-то проблески – но совершенно исчезнуть не может. Да, он может исказиться, стать духом злобы – или, напротив, духом любви и жертвенности – но всё равно именно он и будет главным в человеке, определяющим все остальные стороны его жизни. Когда ученики Христа предложили Ему спалить до тла небесным огнем города, отказавшиеся принять их – Иисус ответил: «Не знаете вы, какого вы духа». Сильный духом человек – это тот, кто понял секрет человеческой природы и научился им пользоваться. Дух в человеке – это та самая «точка входа», «портал», сквозь который мы заглядываем в вечность, где нет ни времени, ни материальной обусловленности, ни даже нашего физического тела. Так вот, отдавать Божие – Богу и означает, что мы призваны дать простор действию в нас вложенного некогда духа – чтобы он соединился со Святым Духом – действием и силой Живого Бога. Но это не может произойти вне нашего абсолютно свободного согласия, вне нашей воли. Либо мы отдаём себя в послушание Божественным заповедям, вслушиваемся в слово Божие, всматривается в обстоятельства нашей жизни и учимся понимать, что Он от нас в данной ситуации хочет – либо мы живём только и исключительно по своей воле, упрямо и самонадеянно – тем самым эксплуатируя некогда полученный дух и отказывая Богу его возвращать.

Научи же нас, Господи, не присваивать себе Твои дары – а учиться любое дело, любой поступок обращать в ещё одну ступеньку к Тебе!

 

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!