Евангелие от Марка, Глава 9, стихи 42-50. Комментирует - Евангелие дня с Павлом Великановым
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Марка, Глава 9, стихи 42-50

42 А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему жерновный камень на шею и бросили его в море.

43 И если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый,

44 где червь их не умирает и огонь не угасает.

45 И если нога твоя соблазняет тебя, отсеки ее: лучше тебе войти в жизнь хромому, нежели с двумя ногами быть ввержену в геенну, в огонь неугасимый,

46 где червь их не умирает и огонь не угасает.

47 И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его: лучше тебе с одним глазом войти в Царствие Божие, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную,

48 где червь их не умирает и огонь не угасает.

49 Ибо всякий огнем осолится, и всякая жертва солью осолится.

50 Соль - добрая вещь; но ежели соль не солона будет, чем вы ее поправите? Имейте в себе соль, и мир имейте между собою.

Евангелие от Марка, Глава 10, стихи 1

01 Отправившись оттуда, приходит в пределы Иудейские за Иорданскою стороною. Опять собирается к Нему народ, и, по обычаю Своему, Он опять учил их.

Читает и комментирует Евангелие от Марка, Глава 9, стихи 42-50, Глава 10, стих 1 (прот. Павел Великанов)
438px-Mosaikikon_Bode_Berlin_2

Мозаичная икона Спасителя. 1100—1150 гг., Берлинский музей Боде.

Мк., IX, 42 - X, 1 о. Павел Великанов.

Глава 9.

42 А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему жерновный камень на шею и бросили его в море.
43 И если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый,
44 где червь их не умирает и огонь не угасает.
45 И если нога твоя соблазняет тебя, отсеки ее: лучше тебе войти в жизнь хромому, нежели с двумя ногами быть ввержену в геенну, в огонь неугасимый,
46 где червь их не умирает и огонь не угасает.
47 И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его: лучше тебе с одним глазом войти в Царствие Божие, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную,
48 где червь их не умирает и огонь не угасает.
49 Ибо всякий огнем осолится, и всякая жертва солью осолится.
50 Соль - добрая вещь; но ежели соль не солона будет, чем вы ее поправите? Имейте в себе соль, и мир имейте между собою.

Глава 10.

1 Отправившись оттуда, приходит в пределы Иудейские за Иорданскою стороною. Опять собирается к Нему народ, и, по обычаю Своему, Он опять учил их.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.

Только что мы слышали один из самых ярких евангельских отрывков, показывающий категоричность учения Христа. Сочными образами Иисус противопоставляет опасность временных увечий той беде, в которую неизбежно попадёт человек, совершающий грех. Лучше стать инвалидом – нежели чем оставаясь физически полноценным погибнуть навеки.

И тут сразу же возникает вопрос: а как же быть с утверждениями, что нет грехов непрощаемых – кроме грехов нераскаянных? А как же с морем Божественной милости, в которой все человеческие преступления – словно мелкая песчинка? Разве христианство – это не самая милосердная, добрая и человеколюбивая религия? Разве не главная заповедь Христа – это заповедь любви?

Слова Христа о соли, которой если не пропитана наша вера, то она – пустое и никчёмное дело – сразу исключают саму возможность прочтения христианства как «сладенькой веры», или, как писал Клайв Льюис, «разбавленного водичкой христианства», эдакой «лайт-версии» учения Христа. Что же это за такая «соль», только которая и придаёт настоящий вкус всем евангельским словам – в том числе и словам о любви, радости и спасении?

Можно перечислять многие свойства соли – она и очищает, и предохраняет от порчи, и придаёт вкус, и является одним из важнейших элементов питания – но я бы хотел обратить внимание на один эпизод из 4-й книги Царств, где пророк Елисей совершает очень показательный поступок в Иерихоне: «И сказали жители того города Елисею: вот, положение этого города хорошо, как видит господин мой; но вода нехороша и земля бесплодна. И сказал он: дайте мне новую чашу и положите туда соли. И дали ему. И вышел он к истоку воды, и бросил туда соли, и сказал: так говорит Господь: Я сделал воду сию здоровою, не будет от нее впредь ни смерти, ни бесплодия. И вода стала здоровою до сего дня, по слову Елисея, которое он сказал» (4 Цар. 2:20-22). В книге Судей Авимелех после победы над городом, разрушает его и засевает солью (Суд. 9:45). Не только в Палестине, но и на всем Древнем Востоке соль использовалась для освящения, в ритуалах очищения и посвящения божеству. Соль – символ завета, который непреложен, непоколебим, вечен. Поэтому и всякая приносимая Богу жертва должна была «осолиться» – это своего рода «печать», «клеймо» подлинности жертвы. То есть соль – это символ нерушимости договорённостей между Богом и человеком. И именно этот крепкий союз становится причиной снятия проклятий и получения благословения – как это было в случае с оздоровлением источника вод Елисеем.

Христианин – это человек, который умеет держать слово. Мы обручены Христу в Таинстве Рождения, в купели Крещения. Мы – Его друзья, Его соработники, наследники Его царства. И больше – мы никому другому не служим. И что бы мы ни делали – везде должна ощущаться наша «солёность» – наша, с позволения сказать, «христианскость». Не «сладостность», не «душевность», не «благовидность» – а именно «солёность» как ощущаемая другими готовность и способность идти за Христом, невзирая ни на что. «Дай кровь и прими дух» – так говорили христианские подвижники древности. Наша соль – это Сам Христос, только в Котором и обретают смысл все наши подвиги и труды, молитвы и милостыни. Только через Него мы имеем дерзновенный вход к Богу Отцу. Только Он – наш единственный ключ уникальной двери Вечного Царства, ради которого нас и пустили в этот временный земной мир. Его кровь, пролитая на Кресте – это кровь Нового Завета между человечеством и Богом. Он Сам и есть этот Новый Завет – эта та самая новая соль, без которой бытие просто разваливается и протухает. Также, как соль, брошенная Елисеем в ядовитые воды Иерихона, сделала их чистыми и здоровыми – точно также и каждый из нас, будучи в пропитанном грехом и злобой мире, призван не мечом и огнем истреблять чужие грехи, но остановить их развитие в себе, не дать раскачиваться сильнее маятнику злобы и ненависти, эгоизма и своекорыстия.

Помоги же нам, Господи, не подводить Тебя: ведь Ты всё еще веришь в нашу способность быть пригодными для использования Тобою как крепкой – а не пустой – соли!

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!