Евангелие от Матфея, Глава 1, стихи 1-25
01 Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова.
02 Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его;
03 Иуда родил Фареса и Зару от Фамари; Фарес родил Есрома; Есром родил Арама;
04 Арам родил Аминадава; Аминадав родил Наассона; Наассон родил Салмона;
05 Салмон родил Вооза от Рахавы; Вооз родил Овида от Руфи; Овид родил Иессея;
06 Иессей родил Давида царя; Давид царь родил Соломона от бывшей за Уриею;
07 Соломон родил Ровоама; Ровоам родил Авию; Авия родил Асу;
08 Аса родил Иосафата; Иосафат родил Иорама; Иорам родил Озию;
09 Озия родил Иоафама; Иоафам родил Ахаза; Ахаз родил Езекию;
10 Езекия родил Манассию; Манассия родил Амона; Амон родил Иосию;
11 Иосия родил Иоакима; Иоаким родил Иехонию и братьев его, перед переселением в Вавилон.
12 По переселении же в Вавилон, Иехония родил Салафииля; Салафииль родил Зоровавеля;
13 Зоровавель родил Авиуда; Авиуд родил Елиакима; Елиаким родил Азора;
14 Азор родил Садока; Садок родил Ахима; Ахим родил Елиуда;
15 Елиуд родил Елеазара; Елеазар родил Матфана; Матфан родил Иакова;
16 Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос.
17 Итак всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов.
18 Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго.
19 Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее.
20 Но когда он помыслил это,- се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго;
21 родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их.
22 А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит:
23 се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог.
24 Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою,
25 и не знал Ее, как наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус.
Требуется немало терпения, чтобы хотя бы прослушать этот длинный список имён – родословную Иисуса Христа – с которой и начинает своё Евангелие апостол Матфей. Это мы сегодня хорошо, если знаем, кто были наши прабабушки и прадедушки – а попытки копнуть глубже требуют уже привлечения специалистов и работы в архивах. Для ветхозаветного же иудея родословная – это такая же неотъемлемая и куда более важная собственность, нежели материальное имущество. Потеря родословной – это превращение человека в перекати-поле, какими бы талантами он ни обладал, и каким бы богатым он ни был. Одной из причин всеобщего презрения к Ироду Великому было то, что был не чистокровным иудеем, а наполовину идумеянином. И даже наличие царской власти здесь уже не могло помочь изменить отношение народа к полукровке.
Так что начало Евангелия с подробного перечисления всех родов, предшествовавших рождению Иисуса Христа – вполне логично с точки зрения любого иудея. Не будем забывать, что Матфей писал именно для иудеев – чтобы обратить их ко Христу – и поэтому прекрасно понимал, что прежде чем говорить о ком-то, необходимо подробно объяснить, какого этот человек происхождения. Именно поэтому родословная начинается не с героя повествования – как это было традиционно для греко-римской культуры и как это делает евангелист Лука – а с самого древнего предка – Авраама – в точном соответствии ветхозаветному подходу.
Вся генеалогия рода Иисуса Христа у Матфея разделяется на три периода: от Авраама – праотца всего богоизбранного народа – до Давида Царя, следующий период – до вавилонского плена, и последний – до рождения Христа Спасителя. Самое удивительное в этом обильном списке имён – это наличие женщин, которые, строго говоря, в этот список попасть не могли. Ведь у женщин не было юридических прав, к ним относились как к собственности мужа, и в целом их положение в обществе было более чем унизительным. Но если мы сфокусируем свой взгляд на том, что это за женщины в родословной Спасителя – нас ждёт ещё больший сюрприз. Раав – была блудницей из Иерихона. Руфь – моавитянка, из враждебного народа. Фамарь – соблазнительница. Вирсавия, мать Соломона – та самая силой отнятая Давидом у законного мужа Урии. Возникает вопрос: зачем тогда Матфей специально включает эти имена – очень неоднозначные и даже соблазнительные – в родословную Спасителя?
Здесь есть два очень показательных момента. Первое – если бы Матфей хотел «причесать» родословную Спасителя, чтобы ни у кого не возникло никаких вопросов – конечно же, он бы эти имена исключил. Значит, автору Евангелия надо было обязательно показать, что в роде Иисуса Христа были не только чистокровные иудеи – но и в том числе несколько язычниц по происхождению.
Второй момент связан с личными качествами упомянутых женщин. Эти жёны были исключительными. Раав блудница укрыла в своём доме одного из тайных разведчиков, отправленных из еврейского стана в Иерихон – Салмона – который затем на ней и женился. Этот поступок был поистине героическим: ведь за укрытие разведчиков из враждебного народа ей грозила неминуемая смерть! Святитель Иоанн Златоуст вот как описывает Раав: «Она жила в непотребном доме, как драгоценный камень, валяющийся в грязи, как золото, затонувшее в тине, как цвет благочестия, заглушенный тернием; благочестивая душа была заключена в злочестивом месте». И Бог устраивает её жизнь таким образом, что только она была спасена от истребления – в отличие от других жителей преданного полному истреблению Иерихона. И не только была спасена, но и вошла в родословие Мессии.
Мысль, которую стремится донести до читателя Матфей – очень решительная. Бог не гнушается никаким человеческим грехом, никакими ошибками или падениями – какими бы отвратительными они ни были для благочестивого взора. Он мастерски умеет извлекать из самой вязкой грязи то лучшее, что могло там оказаться – и не только извлекать, но и предавать огранке, превращая в сияющий драгоценный камень. Так неожиданно среди крупных бриллиантов – столпов веры – как Авраам, Давид, Соломон – на нити родословия Христа появляются и другие драгоценности – пусть иного рода, но не менее замечательные. И всё лучшее, что можно соединить воедино – откуда бы оно ни приходило – Бог превращает в ступеньки лестницы, соединяющий земное и небесное, человеческое и Божественное.
Практический вывод из сегодняшнего чтения предельно прост: никогда и никого не клеймить как законченного и безнадёжного грешника. Кто знает, может ещё чуть-чуть – и этот кажущийся пропавшим человек сбросит своё греховное обличье – а под ним окажется давно вызревавший плод веры и самоотверженности?