2016-11-03

Евангелие от Луки: IX, 49-56
Поделиться
452px-John_at_patmos_n.novgorod

Иоанн Богослов на Патмосе
(икона, XVII век, Нижний Новгород).

Евангелие от Луки, Глава 9, стихи 49-56.

49 При сем Иоанн сказал: Наставник! мы видели человека, именем Твоим изгоняющего бесов, и запретили ему, потому что он не ходит с нами.
50 Иисус сказал ему: не запрещайте, ибо кто не против вас, тот за вас.
51 Когда же приближались дни взятия Его от мира, Он восхотел идти в Иерусалим;
52 и послал вестников пред лицем Своим; и они пошли и вошли в селение Самарянское; чтобы приготовить для Него;
53 но там не приняли Его, потому что Он имел вид путешествующего в Иерусалим.
54 Видя то, ученики Его, Иаков и Иоанн, сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал?
55 Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа;
56 ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать. И пошли в другое селение.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Представьте себе ситуацию. Человек на протяжении долгих лет ухаживает за своим престарелым родственником. Покупает ему продукты, наводит порядок в квартире, выводит на прогулку. Вобщем, тратит на него большую часть своего времени, денег и душевных сил. Вдруг родственник умирает, не оставив завещания. Поскольку вы опекун, по логике, все наследство должно перейти вам. И тут, откуда ни возьмись, в самый последний момент появляется родня, которая также претендует, ни много ни мало, на добрую половину наследства. Справедливо? По букве закона, наверное, да. По-человечески, обидно, и вас гложет чувство, что с вами поступили несправедливо, а эти люди, которые прикрылась именем вашего почившего родственника, поступают подлецы. Вот именно с таким чувством апостолы запрещают человеку, который не ходил с ними, изгонять бесов именем Иисуса Христа. Они видят в нем выскочку и конкурента. В глазах учеников, которые думают, что их учитель вот-вот станет царем в Иерусалиме, он пытается занять место, которое в будущем царстве Мессии принадлежит кому-то из них. Это значит, что кто-то из них лишится своей части наследства. Это несправедливо, ведь именно они ходят со Христом и делят с Ним все тяготы Его странствований. Похожие чувства одолевают учеников и по пути в Иерусалим, когда их не пускают в селения самарян. Иаков и Иоанн даже призывают Христа использовать Его сверхъестественную силу и наказать обидчиков, которые не оказали им гостеприимства. Им горько, ведь они беззащитные путники, а с ними поступили так несправедливо.

Однако и в первом и во втором случае, Христос, отказывается восстановить такую, казалось бы, очевидную правду. Более того, он упрекает учеников в том, что их требования не имеют ничего общего с духом Евангелия. Оказывается Он пришел не для того, чтобы наказывать грешников и беззаконников, не для того, чтобы восстановить справедливость. Он пришел для того, чтобы дать всякому человеку шанс и силы сделать это самостоятельно. О чем же идет речь?

Как вы думаете, если собрать вместе всех злодеев, посадить их на огромный корабль, вывезти на необитаемый остров, поставить по периметру этого острова ангелов, решит это проблему несправедливости в мире? Если в добавок к этому накормить всех людей, дать им достойную зарплату, ликвидировать очереди, сделать медицину и образование качественными и бесплатными, в общем создать внешне идеальное общество, это поможет искоренить зло? Мы знаем, что подобных попыток в истории человечества было множество. Ни одна из них успехом не увенчалась. Ведь посмотрев на свою жизнь, каждый, наверное, согласится, что любая несправедливость, любое зло, в конечном счете, своими корнями уходит в человеческое сердце. Именно там рождаются дурные впечатления и помыслы, которые потом становятся реальными делами. А потому ни демонстрации, ни забастовки, ни революции, ни даже огонь с неба  не помогут окончательно искоренить в этом мире несправедливость. Это всего лишь жалкие средства на время подавить симптомы. Зло как жило в сердце человека, так и останется там жить. И вопрос времени, когда его ростки пробьются и принесут горький плод в обществе внешне благополучных и обеспеченных людей.

Поэтому Христос никогда не призывал, например, к восстанию против Рима. Хотя многие именно этого от Него ожидали. Его призыв намного глобальнее: хочешь справедливости, начни с себя самого, вырви зло из своего сердца. А я дам тебе для этого все силы и возможности. И тогда вокруг тебя в этом мире возникнет пусть маленький, но вполне реальный островок правды, порядка и мира. Один из подвижников Русской Церкви, прп. Серафим Саровский, так перефразировал слова Спасителя: «приобрети мирный дух и вокруг тебя спасутся тысячи». Путь реального переустройства мира – путь изменения собственного сердца. Ведь именно через такого человека, душа которого очищена от зла и страстей, начинает действовать в этой жизни Сам Бог.

 

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (62 оценок, в среднем: 4,82 из 5)
Загрузка...