2013-10-14

Евангелие от Луки: VI, 17-23 (Павел Великанов)
Поделиться
Евангелие от Луки: VI, 17-23 (Дмитрий Барицкий)
Поделиться
Empress_Zoe_mosaic_Hagia_Sophia

Мозаика с изображением Христа Пантократора, Софийский собор (Константинополь).

Евангелие от Луки, Глава 6, стихи 17-23

17 И, сойдя с ними, стал Он на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских,
18 которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись.
19 И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех.
20 И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил:
21 Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь.
22 Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого.
23 Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.

Евангельские блаженства, которые мы сейчас слышали – ключевое положение всего христианства. Неспроста их называют «новозаветными заповедями», тем самым противопоставляя декалогу Моисея – десяти ветхозаветным заповедям. Но на самом ли деле такое противопоставление уместно? Чтобы разобраться, давайте немного погрузимся в контекст произнесения этих блаженств.

Итак, вокруг Христа – необычного проповедника, наделённого особой целительной силой – собираются толпы тех, кому в этой жизни плохо. У каждого – своя беда, своя проблема. Спаситель не только исцеляет их от недугов и демонической одержимости, но и наставляет. Все эти несчастные люди ждут предвкушением мессианской эры, в которую, как они были уверены, произойдёт радикальный перелом жизни в лучшую сторону. По сути, блаженства, произнесённые Иисусом, вполне органично ложились в сознание слушателей, подтверждая их давние чаяния. Здесь Спаситель противопоставляет нынешнее бедственное состояние, в котором и находилось большинство слушателей, другому времени, мессианской эре – в которой раскроется Царство Божие, голодные насытятся, скорбящие утешатся, и все получат свою заслуженную награду.

Слова Христа – это не только слова ободрения и поддержки. Если вдуматься, Он выводит обычные житейские невзгоды в совершенно новую, иную плоскость. Вместо того, чтобы рассказать, как повысить урожайность, минимализировать расходы домашнего хозяйства и тем самым существенно улучшить общее материальное благосостояние, Спаситель предлагает нечто другое: научиться воспринимать неприятности и горести жизни как замечательный тренажёр, инструмент возделывания собственной души. Он просто предлагает поверить Богу в том числе и в самых обыденных деталях, совсем недуховных. Не роптать, не возмущаться, не осуждать и не проклинать обидчиков – а суметь возвыситься над житейскими шаблонами и любую, даже самую, казалось бы, безнадёжную ситуацию превратить в источник духовной пользы.

Если посмотреть на заповеди блаженства под таким углом – самой странной будет выглядеть первая – о нищих духом. Другими словами, заповедь о – даже страшно произнести! – о религиозной несостоятельности! Спаситель утверждает, что Царство Божие наследуют вовсе не «духовные супермены», или «богато духовно одарённые», всё знающие и всё умеющие, с ловкостью научившиеся обращаться с любыми религиозными вопросами – а прямо им противоположные. То есть не тот, кто преуспел в «духовном возрастании», а тот, кто чувствует себя полным невеждой и пустым от какой бы то ни было «духовности», чьё сердце болит от своего непотребства – а вовсе не торжествует от осознания близости к Самому Всевышнему.

Как же трудно сохранить в себе это ощущение острой потребности в Боге и открытости к Нему – особенно когда за плечами многодесятилетний опыт церковной жизни! Ведь для этого надо научиться вменять ни во что все труды и подвиги, посты и молитвы, слёзы покаяния и трепетные восторги от прикосновения Небес! Нельзя ни в коем случае превращать всё это в нашу собственность и думать, что теперь-то мы «духовно богаты», нам есть чем распоряжаться и делиться с окружающими. Как важно снова и снова возвращаться к давно забытому ощущению себя маленьким беззащитным ребёнком – у которое главное – да и единственное – что есть – это безусловная вера в своих любящих родителей. А всё остальное – если надо, приложится.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Христианство – религия необычная. Философы, которые занимаются историей религиозной мысли, прямо заявляют, что все оно состоит из антиномий, то есть кажущихся противоречий. И действительно. Возьмем, например, христианское вероучение. Вся его суть сводится к беспрецедентному и весьма странному для представителей всех других верований заявлению: Бог, Который создал эту Вселенную, однажды стал простым человеком, не переставая при этом быть Богом, и даже умер насильственной смертью на кресте. Как такое может быть? А как понять утверждение: Бог один и в то же время Он – Троица? Или вот еще одно: первым в рай входит не благочестивый исполнитель закона, а разбойник и убийца. Он ни одного доброго дела не сделал в своей жизни, не говоря уже об исполнении религиозных предписаний. Единственной его заслугой было то, что он висел рядом со Спасителем на кресте и перед смертью принес покаяние. Все это довольно странно и малопонятно. Вот и сегодня мы услышали не менее поразительные вещи.

Оказывается по-настоящему блаженными, то есть исполненными радости, счастья, следует считать тех, кого везде и во все времена почитали самыми несчастными: голодающих, плачущих, гонимых. Как такое может быть? Ведь жизнь выкинула этих людей на обочину. Если мы вглядимся в текст, то увидим, что Господь обращается с этими странными словами именно к Своим ученикам. То есть речь идет о правилах жизни не для всех, кого посещают скорби, но исключительно для тех, кто является последователем Христа. Блажен тот, кто ради Христа плачет, кто ради Христа голодает, кого из-за верности Христу ненавидим окружающими. Такой человек, вроде бы лишившись всего, что так ценится в этом мире, приобретает то, чего этот мир так жаждет и никак не может заполучить, – подлинное счастье, внутреннюю полноту, одним словом блаженство.

Эта важная мысль положена в основу всей христианской жизни. Древние подвижники формулировали ее очень лаконично, но точно: «дай кровь и прими Дух». Отдай себя всего на служение Христу, посвяти Ему всего себя и тогда даже в самых скорбных обстоятельствах ты будешь преисполнен подлинного счастья.

Когда одного из старых священников, прошедшего во время гонений на веру лагеря и тюрьмы, спросили: какие моменты в жизни были для вас самыми счастливыми? Он дал ответ, который многим покажется до дикости странным, – время, проведенное в ГУЛАГе. Тогда в тяжкий период испытаний и гонений за веру тело мое страдало, а сердце жило полноценной жизнью. Была чище молитва, было глубокое покаяние, я явственно чувствовал, как во всякий момент рядом со мной находился Христос.

Это и есть самая поразительная антиномия христианства. Чем больше мы теряем ради Него, тем больше Он нам возвращает, но уже в более качественном духовном эквиваленте. Бог Своих не оставляет. Он дает нам Самого Себя.

Давайте же, дорогие друзья, все свои начинания, все свои мысли, чувства, радости и горести посвятим Христу. Тогда уже в этой жизни мы, даже находясь в тяжелых обстоятельствах, получим то, что с такой тоской жаждет и не может обрести внешне благополучный человек, подлинное счастье: сердечную полноту, внутренний мир и покой.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 оценок, в среднем: 5,00 из 5)
Загрузка...