Евангелие от Марка, Глава 11, стихи 11-23. Комментирует - Евангелие от Марка
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Марка, Глава 11, стихи 11-23

11 И вошел Иисус в Иерусалим и в храм; и, осмотрев всё, как время уже было позднее, вышел в Вифанию с двенадцатью.

12 На другой день, когда они вышли из Вифании, Он взалкал;

13 и, увидев издалека смоковницу, покрытую листьями, пошел, не найдет ли чего на ней; но, придя к ней, ничего не нашел, кроме листьев, ибо еще не время было собирания смокв.

14 И сказал ей Иисус: отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек! И слышали то ученики Его.

15 Пришли в Иерусалим. Иисус, войдя в храм, начал выгонять продающих и покупающих в храме; и столы меновщиков и скамьи продающих голубей опрокинул;

16 и не позволял, чтобы кто пронес через храм какую-либо вещь.

17 И учил их, говоря: не написано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов? а вы сделали его вертепом разбойников.

18 Услышали это книжники и первосвященники, и искали, как бы погубить Его, ибо боялись Его, потому что весь народ удивлялся учению Его.

19 Когда же стало поздно, Он вышел вон из города.

20 Поутру, проходя мимо, увидели, что смоковница засохла до корня.

21 И, вспомнив, Петр говорит Ему: Равви! посмотри, смоковница, которую Ты проклял, засохла.

22 Иисус, отвечая, говорит им:

23 имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его,- будет ему, что ни скажет.

Читает и комментирует Евангелие от Марка, Глава 11, стихи 11-23 (прот. Павел Великанов)

IZGNANIE-IZ-HRAMAМк., XI, 11-23 о. Павел Великанов

11 И вошел Иисус в Иерусалим и в храм; и, осмотрев всё, как время уже было позднее, вышел в Вифанию с двенадцатью.
12 На другой день, когда они вышли из Вифании, Он взалкал;
13 и, увидев издалека смоковницу, покрытую листьями, пошел, не найдет ли чего на ней; но, придя к ней, ничего не нашел, кроме листьев, ибо еще не время было собирания смокв.
14 И сказал ей Иисус: отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек! И слышали то' ученики Его.
15 Пришли в Иерусалим. Иисус, войдя в храм, начал выгонять продающих и покупающих в храме; и столы меновщиков и скамьи продающих голубей опрокинул;
16 и не позволял, чтобы кто пронес через храм какую-либо вещь.
17 И учил их, говоря: не написано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов? а вы сделали его вертепом разбойников.
18 Услышали это книжники и первосвященники, и искали, как бы погубить Его, ибо боялись Его, потому что весь народ удивлялся учению Его.
19 Когда же стало поздно, Он вышел вон из города.
20 Поутру, проходя мимо, увидели, что смоковница засохла до корня.
21 И, вспомнив, Петр говорит Ему: Равви'! посмотри, смоковница, которую Ты проклял, засохла.
22 Иисус, отвечая, говорит им:
23 имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его,- будет ему, что ни скажет.

Комментирует протоиерей Павел Великанов

Евангелист Марк рассказывает нам об одном из эпизодов последних дней жизни Иисуса Христа, когда вместе с учениками Он приходит в Иерусалим, где изгоняет торговцев из храма, а по дороге предаёт проклятию бесплодную смоковницу. Этому, казалось бы, неожиданно суровому поступку Христа Церковь придаёт особо важное значение – как символ того, что будет происходить в ближайшее время. Один из дней богослужений Страстной седмицы – недели перед Пасхой – а именно вторник – посвящён воспоминанию проклятия смоковницы. Иисус неспроста показывает явным образом Своим ученикам, насколько серъёзно всё то, о чём Он говорит им: даже одно слово проклятия, сказанное Христом, тотчас приводит к очевидным последствиям.

Засохшая смоковница – это образ иудейского народа, которому некогда Бог вручил откровение о Себе Самом в надежде, что народ не только сохранит веру, но и принесёт обильные плоды. Листья, которыми обильно была покрыта смоковница – это вера, которая для любого еврея была главным показателем принадлежности к избранному народу. И быт, и обычаи, и праздники евреев были насквозь пропитаны религиозным содержанием: и это была не поверхностная, но глубинная и всеобщая религиозность. Точно также, как от дерева с пышной кроной логично ожидать множества плодов – также и Бог ожидал от евреев плодов их религиозности. Однако когда Сам Сын Божий пришёл к ним – Он встретил лишь поверхностный интерес, но никак не всеобщее понимание и готовность следовать за Ним. При всей строгой религиозной регламентированности жизни, торжественности богослужений и пафосности поведения духовных лидеров – по сути, всё это оказалось пустышкой. Листьев много – а плодов нет. Дерево, не приносящее плода, а лишь истощающее землю, срубают и бросают в огонь. Точно также и Бог передаст избранничество от еврейского народа другим – тем, кто услышав Евангелие, поверят и не просто пойдут вслед за Христом – но и принесут реальные плоды своей веры. Каковы эти плоды? Настоящая – а не воображаемая – жизнь с Богом, в постоянном общении с Ним, готовности Его слышать и слушаться, уметь видеть во внешних формах содержание и суть, практически реализовывать заповедь о любви к Богу и ближним.

Но в проклятии смоковницы и шоке учеников, когда на следующий день они увидели её до корня иссохшей, есть ещё одно важное свидетельства Христа перед Своими учениками. Неспроста на восклицание учеников о том, что – смотри, а смоковница, которую Ты проклял, вся засохла – Иисус отвечает словами о вере. Через несколько дней Его предательски отдадут в руки римских властей. Все отвернутся. Народ, подстрекаемый первосвященниками, будет требовать распятия. Ученики будут находиться в страхе и полном непонимании того, что происходит. И вот, чтобы предохранить Своих ближайших учеников от попытки помешать происходящему своими силами – пусть даже из самых благородных побуждений – Иисус показывает им, что Ему ничего не стоит одним словом произвести какие угодно действия – ведь Он – Сын Божий, Его вера Отцу – беспредельна, и всё, чего Он ни попросит у Отца – получит. И Он не наказывает предателей, лжецов и подлецов, которые в конце концов Его пригвоздят ко Кресту, вовсе не потому, что Он не может. Спаситель позволяет злу, обратившемуся на Него, дойти до своего предела – сознательного и произвольного убийства. И только тогда – победить это зло: не другим злом, не насилием, не восстанием – но Своим Славным Воскресением из мёртвых, победой над тиранией греха и диавола.

Помоги же нам, Господи, помнить о том, что ценность нашей веры – не в том, что мы о себе говорим или какими себя показываем, а что мы делаем – каждый день и каждый час!

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!