2016-01-09

Лк., 81 зач., XVI, 10-15.
Поделиться

Jesus_Christ_Pantokrator_II_mw9Евангелие от луки, Глава 16, стихи 10-15.

10 Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом.
11 Итак, если вы в неправедном богатстве не были верны, кто поверит вам истинное?
12 И если в чужом не были верны, кто даст вам ваше?
13 Никакой слуга не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне.
14 Слышали всё это и фарисеи, которые были сребролюбивы, и они смеялись над Ним.
15 Он сказал им: вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца́ ваши, ибо что высоко у людей, то́ мерзость пред Богом.

Комментирует иеромонах Феоктист (Игумнов)

Сегодняшнее евангельское чтение начинается с простой и всем знакомой житейской истины: никто не может, к примеру, получить повышение по службе, если не покажет свою честность, работоспособность и компетенции на более низкой должности. Господь Иисус Христос распространяет действие этого очевидного принципа на вечную жизнь. И в следующем стихе Он, по сути, говорит, что нам здесь, в земной жизни, доверены вещи, которые, собственно, не принадлежат нам, не являются нашими. Мы лишь управляем и распоряжаемся ими. Уже по самой своей природе они не могут принадлежать нам вечно: право на любую собственность закончится в момент нашей смерти. Но в Царствии Божием мы получим то, что будет принадлежать нам по своей сути, будет принадлежать нам вечно. Что это будет, в каком количестве и какого качества — зависит от того, как мы распоряжаемся тем, что имеем здесь и сейчас. И из контекста слов Христа Спасителя следует, что с точки зрения Бога, правильное распоряжение материальной собственностью состоит не в ее непрерывном преумножении на радость себе и на зависть соседям, а в помощи нуждающимся. И, как писал авва Дорофей, в хранении совести к вещам, то есть в бережном отношении к тому, что у нас есть. Христианская аскетика прочно связывает между собой скупость и расточительность, она говорит, что это две стороны одной медали. Христос призывает всех нас быть своего рода стрелочниками, которые перенаправляют то, что к ним приходит, оставляя себе лишь необходимое для жизни. Но слова Христа вызывают смех фарисеев. Очевидно, что этот смех не был смехом радости и счастья от открывшейся истины. Это издевательский смех — слова Христа кажутся им глупой нелепицей. Ведь закон, по мнению фарисеев, увязывает небесную награду с праведностью, а праведность в глазах фарисеев, заключалась в техническом исполнении бытовых и культовых предписаний закона, не более того. Но милосердие и сострадательность, любовь и жертвенность невозможно регламентировать никакими списками необходимых действий! Исполнение обрядовых предписаний закона должно было подвигнуть к понимаю того, как стоит поступить в той или иной ситуации, должно было научить любви. И как мы знаем из ветхозаветной истории, очень многие люди, идя по этому пути приходили к цели. Христос непрерывно обличает фарисеев именно в этом, в том, что они не хотят проникнуть умом и сердцем в истинную суть законных предписаний, не хотят научиться тому, чему учит закон. Христос, пришедший не нарушить закон, но его исполнить, никоим образом не пытается ограничить свободу человека и ничего не говорит о том, каким образом, сколько, когда и как необходимо помогать ближним. Никто и никогда не сможет сказать человеку, что является для него достаточным и необходимым, в каком количестве он должен помогать нуждающимся. Все это в свободной воле человека и у каждого человека своя мера. Точно так же как у каждого человека своя мера профессионализма и точно так же как каждый человек имеет потолок своего карьерного роста. Господь Иисус Христос сегодня призывает нас к самому малому и самому простому, призывает нас проявить себя мудрыми и верными в малом. И если мы заставим себя это сделать, то это станет хорошим началом или же успешным продолжением нашего восхождения к Богу.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (17 оценок, в среднем: 5,00 из 5)
Загрузка...