Евангелие от Матфея, Глава 3, стихи 1-11. Комментирует - Евангелие от Матфея
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Матфея, Глава 3, стихи 1-11

01 В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской

02 и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.

03 Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему.

04 Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мед.

05 Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему

06 и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои.

07 Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева?

08 сотворите же достойный плод покаяния

09 и не думайте говорить в себе: "отец у нас Авраам", ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму.

10 Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь.

11 Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем;

Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов.

Сегодняшнее чтение – о приходе Иоанна Крестителя и его проповеди покаяния. Популярность Крестителя была огромна: ещё бы, после четырех столетий пророческого молчания вдруг явился этот яркий обличитель пороков и грехов, исполненный ревности по Богу и безграничного мужества свидетельства о Нём среди тех, кто и слышать ничего об этом не хотел! Сам внешний вид Иоанна – его одежда, образ жизни – говорили о нём красноречивее любых слов. Он был беспристрастен и беспощаден – как настоящий пророк! – не только к другим, но и в первую очередь к самому себе.

Итак, в воздухе Иудеи – острое ожидание пришествия Мессии. Каким Он будет, что Он с Собой принесет – по большому счету, точно не знает никто. Но, в любом случае, это будет, несомненно, момент истины – в который всё тайное станет явным. Именно поэтому те, в ком еще не совсем атрофировалась совесть и религиозное сердечное чувство, бегом бежали к Иоанну Крестителю, чтобы принести Богу покаяние через омовение пророком в водах Иордана. Нелестно их встречал Креститель, называя их змеями, порождениями ехидны – и удивляясь благости Божией, внушившей им необходимость исправиться, пока еще не поздно.

О чем же возвещал Иоанн Креститель? О покаянии. Заметим, что нигде в Евангелии ни из уст Крестителя, ни из уст Христа мы не услышим развернутого объяснения, что же это такое. Для любого иудея того времени это понятие было совершенно ясным. Тешуба – покаяние по-еврейски – это отказ от зла и порока и поворот к Богу. Именно поэтому Креститель говорит об обязательных плодах этого поворота – плодах покаяния, которые должны принести на самом деле раскаявшиеся в своих дурных поступках.

Насколько же далеко мы ушли в нашем современном понимании покаяния! Чаще всего мы воспринимаем покаяние – как сожаление о том, что сделали. «Каешься в своем грехе?» – спрашивает батюшка исповедника. «Каюсь, батюшка, каюсь!» Уходит человек с исповеди прощённый, с облегченным от греха сердцем – и вскоре снова падает в ту же самую яму. Опять приходит на исповедь – и опять падает! Для сознания человека Завета такая ситуация была немыслимой: настоящее покаяние – это вовсе не сожаление, не какое-то душевное переживание о совершенном: это прежде всего радикальное изменение образа жизни и образа мыслей, из-за которых и стало возможным согрешение. И если этого поворота не происходит – сколько бы ни плакал человек о соделанном, цена такого покаяния – ничтожная: ведь на самом-то деле ничего не меняется! и самый жестокий убийца временами сожалеет о том, что он наделал – но от этого святым не становится.

Как важно помнить о том, что приходя на исповедь, мы должны чётко понимать, какой конкретный плод покаяния готовы принести. Не просто жаловаться Богу на то, что всё еще никак святыми не станем – хотя в церкви уже аж целых двадцать лет! Настоящее покаяние – как вызревший и прорвавшийся гнойник, когда организм уже сам отторгает мертвые клетки из себя, чтобы не допустить дальнейшего заражения. И сама память об этом болезненном, мучительном процессе выздоровления – а также том стыде, с которым мы исповедуем духовнику свой грех – будет прекрасной уздой, удерживающей от повторного совершения греха!

Святый пророче и крестителю Спасов Иоанне, научи нас настоящему – а не лживому – покаянию!

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!