2016-11-07

Евангелие от Луки: X, 22-24 (Павел Великанов)
Поделиться

15Евангелие от Луки, Глава 10, стихи 22-24.

22 И, обратившись к ученикам, сказал: всё предано Мне Отцем Моим; и кто есть Сын, не знает никто, кроме Отца, и кто есть Отец, не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть.
23 И, обратившись к ученикам, сказал им особо: блаженны очи, видящие то, что вы видите!
24 ибо сказываю вам, что многие пророки и цари желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.

Очень короткое сегодняшнее евангельское чтение необычайно глубоко по смыслу. Можно даже сказать, это своего рода декларация самого существа христианской веры – Иисус не просто Мессия, Освободитель и Спаситель от власти дьявола и греха – но Он – и Сын Божий, вмещающий в Себе всю полноту Божества в теле человека! В Иисусе Христе происходит главное событие истории всего мироздания: Бог встречается с человеком – но при этом никто никого не поглощает, не подменяет, не уничтожает. Пытаясь проникнуть в эту тайну, святые отцы предлагали разные образы и аллегории – например, они сравнивали соединение Божества и человечества во Христе с раскалённым добела мечом: действие такого меча одинаково связано и с острием металла, и с жаром, который исходит от лезвия – но при этом металл остаётся металлом, а жар – сохраняет свои свойства. Исключительность этой встречи Бога и человека в лице Иисуса Христа в том, что Бог не может соединиться с нечистым, греховным: Он – абсолютно Свят, Он не может включить в Себя грязь и скверну, также, как и свет не может включить в себя тьму. На протяжение тысяч лет плелась из рода в род тоненькая нить праведности, итогом которой и стала Пречистая Дева – своего рода дар чистоты и верности Богу, принесённый Всевышнему от лица всего человечества. Только через Неё, включившей в Себя всю возможную в отпавшем от Бога праведность, и мог родиться от Святого Духа Человек – и Бог.

О каком же «знании» сегодня говорит нам Спаситель? Как можно воообще «знать» Бога? Очевидно, речь идёт вовсе не о какой-то начитанности в богословских трудах, и даже не об изучении Священного Писания. Чтобы разобраться в этом, нам надо поближе взглянуть на самих себя.

Когда мы говорим, что «знаем» того или иного человека? Прежде всего, когда мы его умеем опознать в толпе. Его лицо мы однозначно выделяем из множества других лиц, не потому, что «запомнили» – а потому, что между нами выстроены определённые отношения. Далее – если мы «знаем» человека, мы помним, как его зовут, мы обращаемся к нему по имени. Именно имя – точный маркер, подтверждающий, что мы не ошиблись, не обознались. Если мы произносим имя – и человек откликается, значит, это он и есть.

Далее. Человек, которого мы «хорошо знаем», был с нами определённое время. Нельзя сказать, что мы «знаем» человека, пообщавшись с ним несколько минут или даже часов. Чтобы «познать», необходимо время – и труд – чтобы суметь погрузиться в сокровенную глубину души, понять, чем на самом деле живёт другой, что его вдохновляет и печалит, о чём болит его сердце. Но чтобы начать этот труд по «вглядыванию» – прежде всего необходимо в этого человека… поверить: никто ведь не знает, что его ожидает в сокровенных тайниках чужой души – а вдруг там не то что потёмки, а страшный мрак со всякими чудищами и монстрами? Без веры – а значит, и сопутствующей любви – это познание обречено на неудачу. Вот почему в библейском языке глагол «знание» – тождественен с общением между мужчиной и женщиной: «познал Адам Еву, жену свою» – это не про разделяющий секс, а про глубинное и всецелое соединение между людьми, проникновение в потаённость личности и восприятие её другой стороной. Это о том, когда двое перестают быть самодостаточными и отчуждёнными, а становятся духовно-телесным единством, бесконечно любящих «инаковость» другого, дорожащих ею и не поглощающих друг друга.

Если приложить всё вышесказанное к отношению между человеком и Богом – то его высшая точка – Христос Спаситель. Но и каждому из нас дана возможность выстраивать эти отношения самостоятельно: ведь в этом-то и заключается блаженство вечной жизни – в познании Бога – не ущербно-рациональном, не исключительно чувственном переживании или только волевой устремлённости – а всецелой включённости личности в этот удивительный процесс проникновения в тайну Другого. Вот о чем нам следует всегда помнить: это постижение требует времени и труда; оно не может быть формальным «переходом количества в качество», мы учимся всё лучше опознавать Бога из всего, что нас окружает – событий, лиц, жизненных обстоятельств; настоящее познание не упраздняет в нас ни нашей свободы, ни личностности – но ещё больше раскрывает и наполняет их.

Помоги же нам, Господи, не уставать стремиться к познанию Тебя – и верить, что Ты поддерживаешь любой наш шаг по направлению к Тебе!

Читать еще на сегодня:
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (31 оценок, в среднем: 4,87 из 5)
Загрузка...