2016-10-16

Евангелие от Луки: VI, 31-36 (Стефан Домусчи)
Поделиться

040102Евангелие от Луки, Глава 6, стихи 31-36.

31 И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними.
32 И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят.
33 И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают.
34 И если взаймы даёте тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же.
35 Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым.
36 Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд.

Комментирует священник Стефан Домусчи.

Сегодня перед нами очень трудный текст. В первую очередь трудный не для понимания, а для исполнения. Как можно заметить, начинается он с призыва, который кажется знакомым и привычным. Господь говорит, что мы должны соотносить свои поступки с поступками окружающих. Само выражение, которым описывается это соотношение обычно называется золотым правилом морали и обычно говорят, что это правило едино во всех религиях: не делай другим того, чего не хочешь себе. Но если мы присмотримся к словам Спасителя, то увидим, что они отличаются. Они дают положительный призыв, а не только останавливают перед дурным поступком. Как хотите, чтобы люди поступали с вами – так и вы поступайте – это предполагает, что твои поступки могут определять поступки людей, что ты своим поведением можешь вести их к соблюдению заповедей. Хочешь, чтобы они поступали по любви, поступай по любви сам. Это не пассивный уход от неприятностей, но активная позиция, говорящая о том, что человек знает как надо поступать.

Однако, из дальнейших слов Христа становится понятно, что речь не идет о том, чтобы просто хорошо себя вести и своим примером призывать к этому других. Ведь простые человеческие отношения Он считает для христиан чем-то само собой разумеющимся. Любить тех, кто любит тебя, ждать от них взаимной любви… Все это делают и грешники, это как бы естественное состояние человека. Без этой родственной любви человек вряд ли вообще достоин называться человеком. Хорошо, если человек отвечает любовью на любовь и добром на добро, это конечно лучше, чем если бы он был жестоким и неблагодарным даже к своим близким, но все же если это состояние его устраивает и он не хочет развиваться – до христианства ему еще далеко. Далеко потому, что христианство как раз и начинается с того, что человека перестает устраивать его наличное состояние. Рыночные отношения «ты мне – я тебе» перестают удовлетворять и человек понимает, что он призван к росту. Призван к тому, чтобы взойти от естественного, к сверхъестественному, от грешного к святому, от человеческого к богочеловеческому. Расслышав Христа, человек принимает веру как вызов, как путь к совершенству.

Обращаясь к ученикам Христос призывает их к тому, что невозможно для человека. Не просто трудно, а именно непосильно. Но обращаясь к ним, Христос и не говорит, что призывает их к обычному человеческому поведению. Он указывает на то, что через любовь ко всем, к близким и дальним, к друзьям и врагам человек поступает по Божьему, становится сыном Всевышнего. Бог любит всех не потому, что Ему не важно как человек себя ведет, не потому что злому поведению людей Он радуется так же как доброму, но потому что за любым поведением Он видит свое творение, пусть и искаженное грехом. Именно так должен действовать христианин. Как бы ни вел себя другой, кем бы ни был, другом или врагом – надо видеть в нем того, кого любит Бог.

Это трудно, а в случае с врагами практически невозможно. Исходя из того опыта любви, который мы имеем, тот кого мы любим нам приятен, мы хотим быть рядом, мы радуемся общению. Слыша слова Христовы мы не понимаем, неужели это все необходимо применить к врагам? К тем кто нас проклинает? Мы должны радоваться, если они рядом? Должны стремиться к общению?

Зная об этой трудности, Христос завершает свой призыв некоторым разъяснением того, что значит любить врагов как друзей и проклинающих как благословляющих. Он говорит: «Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд». В свою очередь милосердие – это не просто чувство, не эмоциональная расположенность, но реальная готовность прийти на помощь, поддержать и выручить того кто в этом нуждается, кем бы он ни был.

 

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (39 оценок, в среднем: 4,90 из 5)
Загрузка...