2015-09-16

Мк., 29 зач., VII, 14-24
Поделиться

207Евангелие от Марка, Глава 7, стихи 14-24. 14 И, призвав весь народ, говорил им: слушайте Меня все и разумейте: 15 ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека. 16 Если кто имеет уши слышать, да слышит! 17 И когда Он от народа вошел в дом, ученики Его спросили Его о притче. 18 Он сказал им: неужели и вы так непонятливы? Неужели не разумеете, что ничто, извне входящее в человека, не может осквернить его? 19 Потому что не в сердце его входит, а в чрево, и выходит вон, чем очищается всякая пища. 20 Далее сказал: исходящее из человека оскверняет человека. 21 Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, 22 кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство,- 23 всё это зло извнутрь исходит и оскверняет человека. 24 И, отправившись оттуда, пришел в пределы Тирские и Сидонские; и, войдя в дом, не хотел, чтобы кто узнал; но не мог утаиться.

Комментирует иеромонах Феоктист (Игумнов)

В самом начале книги Бытия, в восьмой главе, Бог говорит: «помышление сердца человеческого — зло от юности его». А в сегодняшнем евангельском чтении, Господь прямо называет наше сердце, как центр человеческого естества, который Священное Писание использует для определения чувств, воли и даже интеллекта, источником всякого возможного зла. Казалось, бы это приговор: я сам есть источник зла, и Бог мне об этом говорит. Но так ли это? У тех, кого мы называем отцами и учителями Церкви, есть совершенно определенная точка зрения на этот вопрос.
Учителя Церкви утверждают, что греховный помысел в нашем сердце – это всегда нечто чужеродное. И сравнивают наше сердце, наш ум с нашим же глазом, говорят, что как глаз не переносит ничего постороннего, так и наш ум не может вмещать ничего постороннего. В самом деле, довольно сложно спокойно переносить попавшую под верхнее веко контактную линзу. Итак, если в нас живут греховные помыслы, значит, наш ум ограблен, он не просто осажден, он побежден, так что мы находимся в плену того существа, одно из самых верных имен которого — враг рода человеческого. Сам факт того, что во мне есть помыслы, ясно показывает, что я — захваченная, разграбленная и затопленная страна. И первым путем к исправлению такой ситуации должно стать ее осознание, осознание всей неестественности нашего текущего состояния. И дальше должно последовать познание самих себя. Продолжая аналогию с контактной линзой под веком, мы встали у зеркала с пинцетом, вывернули веко наружу и достали линзу. Именно это выворачивание себя самого наружу самой своей неприглядной стороной, еще более неприглядной, чем вывернутое наизнанку веко, и происходит с нами на исповеди, где зеркало — это Евангелие, которое лежит перед нами. И, увы, не придумано другого способа найти и отделить от себя не свое, чужое. А злые помышления, которые сегодня перечисляет Господь и есть самое для наш чуждое, самое неестественное, несмотря на то, что они так сильно к нам прилепились.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (18 оценок, в среднем: 4,89 из 5)
Загрузка...