2017-07-12

Мф., 67 зач., XVI, 13-19 (прот. Павел Великанов)
Поделиться
00568_hires

Апостол Пётр

Мф., XVI, 13-19 (прот. Павел Великанов)

13 Придя же в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?
14 Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков.
15 Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня?
16 Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты – Христос, Сын Бога живаго.
17 Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах;
18 и Я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее;
19 и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.

Сегодня, в день памяти святых славных первоверховных апостолов Петра и Павла, мы слышим евангельские строки об исповедании Петром Иисуса Мессией. В ответ Иисус говорит Петру о том, что это исповедание становится фундаментом, на котором теперь будем создана Церковь. Но почему этот краткий диалог необычайно важен, можно понять, только вглядевшись в контекст.

Итак, Иисус уходит из Галилеи в Кесарию Филиппову – территорию, которую в основном населяли язычники. Эти земли подчинялись уже не Ироду Антипе, а четвертовластнику Филиппу. В Кесарии находилось множество памятников и мест, почитавшихся местными народами: это и храмы Ваала, это и пещера, где, как считали, родился Пан – божество природы, это и огромный белоснежный храм Цезаря – почему и место получило название «Кесария». То есть, более враждебной правоверному иудею области едва ли можно было найти. С другой стороны – в Иудее Христа уже поджидает озлобленная еврейская знать, для которой и Сам Иисус, и все Его немыслимые чудеса, и все Его обличительные слова – как кость в горле. И именно здесь, на фоне отторжения Иисуса как со стороны язычников, так и со стороны иудеев, Он прямо, без притч и аллегорий, задаёт вопрос ученикам: Кто для вас Я? Последовавшее молчание апостолов нельзя оставить без внимания. Без всякого сомнения, они любят Иисуса, они доверяют Ему, они сроднились с Ним за эти недолгие годы совместного служения – но язык их почему-то не поворачивается сказать Своему Учителю прямо – Ты – Тот Самый Долгожданный Мессия. Ещё многое не переквашено в их сознании, ещё идёт долгий процесс выбраживания вина Нового Завета – и они отводят глаза и молчат. И в этой неудобной, неловкой тишине Петр выдаёт фразу, которая в его судьбе станет решающей: Ты – Христос, Мессия, Сын Божий! Предельная напряжённость ситуации, в которую сознательно поставил учеников Иисус, помогает Петру: в его сознании пёстрая вереница всех предыдущих дней вдруг выстраивается в единую целостную картину: Иисус – Мессия, и в этом нет никаких сомнений!

Нам может показаться странным сам факт такого разговора. Получается, что ранее никаких подобных бесед не происходило? Иисус не пытался выяснить, что о Нём думают те, с кем Он ежедневно разделяет стол и кров, кто выступает от Его имени, кто постоянно находится рядом? Наверное, для каждого из нас такая неопределённость была бы невыносимо гнетущий – как можно доверять тому, кого толком-то и не знаешь? Кто рядом с тобой – друг или враг? Но для Христа – бесконечно дорожащего человеческой свободой! – эта ситуация была нормальной. Он не пытался убедить апостолов в Своем Мессианском достоинстве, Он не стремился подавить их свободную волю насилием чуда: Он просто был Тем, Кем был. Он просто был рядом. Он не пытался «переломить об колено» их маловерие или даже неверие. Он терпеливо ждал, когда хотя бы у одного из этих двенадцати откроются глаза на происходящее. И это поистине отеческое терпение не было посрамлено!

В своём исповедании Петр совершает огромный прыжок веры. Ведь ему никто из других учеников не делегировал право говорить от их имени. Своим исповеданием он вполне мог настроить против себя остальных – неготовых на тот момент однозначно признать Иисуса Христом. И всё же он идёт на этот риск – и становится настоящим камнем, твердыней, на котором утверждается всё христианство.

Признание и исповедание Иисуса Мессией и Спасителем – главное, что есть в христианстве. Без этого всё остальное – каким бы грандиозным не представлялось – пустая обёртка. Но это исповедание только тогда становится не пустым, не легковесным – когда под ним – долгий поиск и мучительная борьба. Когда результат этого исповедания – не продолжение жизни «по накатанной», а начало принципиально нового измерения бытия. Да, впереди ещё будут и у Петра и падения, и раскаивание, и прощение – но фундамент уже положен.

Помоги же нам, Господи, не пугаться, когда жизненные обстоятельства буквально припирают нас к стенке и в ушах звучит вопрос: а где твой Христос? где твой Спаситель? Надо вместе с Петром спокойно и смело ответить: Он – Здесь, Он – Творец и Спаситель мира, Он – мой Бог и Господь!

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (53 оценок, в среднем: 4,85 из 5)
Загрузка...