2017-08-12

Мф., XVII, 24 - XVIII, 4 (о. Стефан Домусчи)
Поделиться
images (1)

Мазаччо.”Чудо со статиром”.

Мф., XVII, 24 – XVIII, 4 (о. Стефан Домусчи)

Глава 17.

24 Когда же пришли они в Капернаум, то подошли к Петру собиратели дидрахм и сказали: Учитель ваш не даст ли дидрахмы?
25 Он говорит: да. И когда вошел он в дом, то Иисус, предупредив его, сказал: как тебе кажется, Симон? цари земные с кого берут пошлины или подати? с сынов ли своих, или с посторонних?
26 Петр говорит Ему: с посторонних. Иисус сказал ему: итак сыны свободны;
27 но, чтобы нам не соблазнить их, пойди на море, брось уду, и первую рыбу, которая попадется, возьми, и, открыв у ней рот, найдешь статир; возьми его и отдай им за Меня и за себя.

Глава 18.

1 В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном?
2 Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них
3 и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное;
4 итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном;

Комментирует священник Стефан Домусчи.

Когда-то в древности христиан называли «новыми людьми» и христианство называли «новой верой». Это значило, что они говорили о чём-то чрезвычайно новом, о том, что принципиально изменит представления о Боге и жизни. Конечно, иудеев и эллинов удивляли и возмущали разные вещи. Для кого-то была немыслимым был образ страдающего мессии, для кого-то мессии воскресшего. Особенно, как мы знаем из книги деяний апостольских, иудеев раздражало то, что христиане, с одной стороны, считали себя продолжателями веры в Бога, открывшегося Моисею, с другой, считали необязательным для себя исполнение закона, данного ему Богом на Синае. Христиан обвиняли в том, что они последовали за Христом ради того, чтобы не исполнять закон, чем многие смущались.

Действительно, если внимательно почитать Новый Завет, послушать Спасителя и апостола Павла, становится понятно, что относительность закона выражена ими многократно и однозначно. Закон не спасает, потому что спасение – это дар Божий. В то же время, нельзя сказать, что христианство уничтожает всякий закон и проповедует совершенное беззаконие. Просто весь закон, все его запреты и повеления оказываются зависимыми от главного закона – закона любви. Говоря об этом новозаветные авторы и особенно апостол Павел, постоянно подчеркивают, что мы свободны от внешних требований, при условии, что выполняем главное требование. Однако сам Христос и апостолы показывали иной пример, зная, что человек очень легко может решить, что от внешнего он уже свободен, хотя не приобрел внутреннего. В этой связи, Христос призывает своих учеников, помнить, что есть люди, которым трудно вместить христианское понимание свободы, и которые видят путь спасения в самых простых вещах: в том чтобы исполнять правила и повеления. Они не могут вместить того, что для Бога это само по себе не нужно, а нужно нам в контексте нашей работы над собой. Они ещё не могут понять, что правила и отношения к нам Бога не связаны непосредственно и Бог любит нас не за что-то, а просто потому, что мы Его дети. И если сказать им, что Бог ждет от них не исполнения правил, а любви, есть опасность, что они, перестав исполнять правила, не станут от этого духовно богаче, не научатся стразу любить.

В сегодняшнем чтении мы слышим как к Петру подходят двое сборщиков подати. Они собирали на Храм, исполняли закон Моисеев и делали это совершенно искренне. И вот Христос обсуждает исполнение этого закона с Петром. Он как сын совершенно свободен от податей. Более того, из Его слов ясно, что и христиане, как сыны царства, также свободны от многого внешнего, от законнического… Но провозгласив свободу Христос сделал важное уточнение. Будучи свободны от внешнего закона, сыны Царства не свободны от заботы о ближнем, о его совести, его представлениях о добре и зле. И ради того, чтобы твоя свобода не послужила его смущению, необходимо соблюсти закон. Поразительно но и в более поздней христианской литературе, которая называется святоотеческой, чрезвычайно важным правилом оказывается сохранение совести ближнего. Нарушение правила дурно не только само по себе, но и потому, что смущает совесть ближнего, для которого ты оказываешься примером. Сыны свободны, но должны умалиться ради немощных. Неслучайно к этой истории прибавлены несколько стихов из другой главы. Ученики спрашивают Христа: кто будет большим в Царствии Небесном. Он зовет ребенка и указывая на него говорит: «Итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном». Действительно, в поисках первенства апостолы все время думали о себе, в то время как необходимо умалиться и учиться. Учиться как учатся дети, и учиться главному – любви и снисхождению к ближнему.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (76 оценок, в среднем: 4,93 из 5)
Загрузка...