2016-05-31

Ин., 33 зач., VIII, 51-59.
Поделиться
108058

Иисус учит в храме

Евангелие от Иоанна, Глава 8, стихи 51-59.

51 Истинно, истинно говорю вам: кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек.
52 Иудеи сказали Ему: теперь узнали мы, что бес в Тебе. Авраам умер и пророки, а Ты говоришь: кто соблюдет слово Мое, тот не вкусит смерти вовек.
53 Неужели Ты больше отца нашего Авраама, который умер? и пророки умерли: чем Ты Себя делаешь?
54 Иисус отвечал: если Я Сам Себя славлю, то слава Моя ничто. Меня прославляет Отец Мой, о Котором вы говорите, что Он Бог ваш.
55 И вы не познали Его, а Я знаю Его; и если скажу, что не знаю Его, то буду подобный вам лжец. Но Я знаю Его и соблюдаю слово Его.
56 Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался
57 На это сказали Ему Иудеи: Тебе нет еще пятидесяти лет,- и Ты видел Авраама?
58 Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь.
59 Тогда взяли каменья, чтобы бросить на Него; но Иисус скрылся и вышел из храма, пройдя посреди них, и пошел далее.

Комментирует протоиерей Павел Великанов

Продолжается чтение из Евангелия от Иоанна о том остром конфликте, который произошел между Иисусом и иудейской религиозной знатью. Напряжение достигает предела: Иисус свидетельствует о том, что Он ничего от Себя Самого не творит, Он не самозванец, но послушный Сын Своего Небесного Отца. Раввины же в этих словах видят неслыханную дерзость, граничащую с богохульством. Иисус предлагает новую перспективу в жизни по вере – тот, кто принимает Иисуса Мессией, кто следует Его заповедям, кто находится в живом общении с Ним – не увидит смерти, потому что в нём уже будет жить начало новой жизни, начало воскресения. Но для слуха иудеев всё это звучит дерзким безумием: будучи зашорены своими богословскими шаблонами, они не могут увидеть тот глубокий смысл, который скрывается в словах Иисуса. Вся острота конфликта проистекает из того, что представление о Боге самих иудеев и то, что знает о Своём Отце Иисус – оказываются радикально отличными. Иисус говорит: «Вы утверждаете, что служите Богу – но Тот Бог, Которого Я знаю, Которого Я слушаюсь во всём – Он другой! И если Я скажу, что не знаю Его – окажусь лжецом: ведь ничего от Себя Самого Я не говорю, только то, что видел у Моего Отца!» И далее Иисус прямо свидетельствует о Своём Богосыновстве, о том, что Он – не просто человек, но Тот, Кто был и ещё до того, как родился Авраам – то есть по Своему Божеству, существующий превечно. Для слуха ревностных иудеев это прозвучало как богохульство, узурпация простым человеком Божественных свойств – вот почему они схватились за камни, чтобы тут же, на месте, предать Иисуса страшной казни – забить насмерть камнями. Но Иисус спокойно прошёл мимо – и никто не причинил Ему никакого вреда, потому что ещё не пришло время Его страданий.

Трагедия иудеев – это трагедия прежде всего религиозная. Ждать Мессию веками, жить этим ожиданием – и когда Он пришёл, не узнать Его и убить – едва ли может быть что-то драматичнее. Но причины такой религиозной слепоты актуальны и для каждого из нас. Нет ничего удивительного в том, что яркий образ Бога, каким Он являет Себя в Откровении, с течением времени затушёвывается, глаз замыливается – и мы начинаем видеть уже то, чего там никогда не было. Самое опасное – поверить в образ Бога, созданный по своему «образу и подобию» – образ понятный, предсказуемый и вполне комфортный. Вот почему для любого христианина крайне важно – я даже бы сказал, жизненно важно! – постоянно поверять предмет своей веры – а не обознался ли я? Богу ли я служу – или своему представлению о Боге? И для этой проверки у нас есть два надёжных, достоверных источника – это Священное Писание и Божественное Причащение. Приучив себя ежедневно читать понемногу из Евангелий, апостольских посланий – наш ум будет постоянно напитываться Словом Божиим, и тем самым охранять нас от ложных представлений о Боге. Регулярное же причащение Святых Христовых Таин приближает к нам Бога настолько близко, насколько мы, в нашем нынешнем состоянии, можем это вместить.

Давайте же не забывать об этих очень действенных средствах поддержания правильности нашего представления о Боге – в противном случае можно незаметно оказаться в одном ряду с теми, кто по внешности – служитель Божий, а по сути – откровенный враг Его.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (40 оценок, в среднем: 4,90 из 5)
Загрузка...