Евангелие от Матфея, Глава 23, стихи 29-39. Комментирует - Евангелие от Матфея
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Матфея, Глава 23, стихи 29-39

29 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников,

30 и говорите: если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков;

31 таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков;

32 дополняйте же меру отцов ваших.

33 Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну?

34 Посему, вот, Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников; и вы иных убьете и распнете, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город;

35 да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником.

36 Истинно говорю вам, что всё сие придет на род сей.

37 Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!

38 Се, оставляется вам дом ваш пуст.

39 Ибо сказываю вам: не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: благословен Грядый во имя Господне!

Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

Перед нами окончание обличительной речи, обращенной Христом к книжникам и фарисеям. Она кажется очень жесткой и обвиняющей, но ее начало, как и ее окончание прекрасно уточняет интонацию, с которой она говорилась. Уже первые слова Спасителя содержат не только обличение, но и сожаление, о духовном состоянии, в котором находятся слушатели. Мы видим в нем не простого проповедника, который свысока обличает тех, кто с ним не согласен, но спасателя, который скорбит о тех, кто отказывается от его помощи. Читая о лицемером поведении фарисеев мы часто думаем, о них, как закоренелых грешниках, самодовольных и гордых. Но посмотрим на себя, часто ли мы внимаем советам, которые идут вразрез с нашими желаниями? Таких людей всегда легко почитать издалека, когда их обличения не касаются нас лично.

Но ведь это не какой-то простой человек, пусть даже и пророк, это же сам Христос их обличает, скажет кто-нибудь.

Действительно, многим из нас кажется, что если бы Христос пришел в наше время, мы, в отличие от фарисеев, уж точно стали бы его учениками. Для нас его образ связан с проповедью любви, чистоты, верности Богу… Но иногда Христос был очень суровым и бескомпромиссным проповедником. Настоящее ученичество связано с самоотречением, причем не столько физическим, сколько духовным, с отречение от самости. Мы прекрасно знаем как трудно порой отказываться от привычных представлений, особенно если это касается не каких-то сторонних вопросов, но вопросов нашей правоты или неправоты. Быть учеником Христовым, как тогда, так и сейчас - значит не просто слушать Его слова, но слышать их. Не случайно Он часто говорит «имеющий уши слышать, да слышит». Фарисеи слушали Его, но не слышали.

Однако наше положение осложняется еще и тем, что Христос не стал для нас пророком из прошлого. Для христиан Он жив, Он говорит с нами через Евангелие, Он глава Церкви, с Ним мы встречаемся в таинствах. Мы не можем сказать: «Если бы я сейчас встретил Христа, я бы точно стал Его учеником…». Мы не можем так говорить, потому что Христос и сегодня обращается к нам, мы и сегодня отвечаем на Его призыв.

Фарисеи почитали пророков древности, но для того, чтобы не почитать тех, кто обличал их самих, они всегда находили множество оправданий.

Мы и сегодня часто говорим об исключительности наших условий, ссылаемся на то, как поступают все. Подумаем над этим! Ведь если мы хотим отличаться от книжников и фарисеев, надо не искать оправданий, а следовать за Христом, насколько бы это ни было для нас трудно.

Речь Христа, какой бы строгой она нам ни показалась, завершается очень печальными словами: «сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется дом ваш пуст». Все, что мог сделать Христос – это воззвать к их совести, призвать их к иной жизни. В наше время многие возмущаются, что христиане называют себя «рабами божьими», но в этих словах ясно видна та свобода, которую Бог даровал человеку. Он желает спасти человека, но не может сделать этого насильно, без нашего желания, без человеческого соработничества.

 

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!