2016-09-16

Евангелие от Марка: IV, 1-9.
Поделиться

Semiradsky_Christ_Martha_MariaЕвангелие от Марка, Глава 4, стихи 1-9.

1 И опять начал учить при море; и собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сидел на море, а весь народ был на земле, у моря.
2 И учил их притчами много, и в учении Своем говорил им:
3 слушайте: вот, вышел сеятель сеять;
4 и, когда сеял, случилось, что иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то.
5 Иное упало на каменистое место, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока;
6 когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло.
7 Иное упало в терние, и терние выросло, и заглушило семя, и оно не дало плода.
8 И иное упало на добрую землю и дало плод, который взошел и вырос, и принесло иное тридцать, иное шестьдесят, и иное сто.
9 И сказал им: кто имеет уши слышать, да слышит!

Комментирует протоиерей Павел Великанов.

Сегодняшнее Евангелие описывает начало нового периода общественного служения Христа Спасителя. Если ранее Иисус проповедовал в синагогах, то теперь Он выходит на вольный воздух. И чаще всего проповедь происходит на берегу Галилейского озера, которое естественным образом создает некое подобие амфитеатра своими пологими берегами. Некоторые места, например, бухта близ Капернаума, обладала такой акустикой, что могла поспорить с лучшими театрами. Будучи изгнанным из синагоги, Спаситель вовсе  не теряет в количестве последователей: напротив, их число всё более и более увеличивается. Уже никакое общественное здание не в силах вместить эти толпы: интерес к новому проповеднику, необычному, загадочному, имеющему невероятную силу исцелять и изгонять бесов, растёт с каждым днём. Как только появляется Иисус, быстро собирается народ, чтобы послушать Его мудрые и вдохновенные поучения. И, как пишет евангелист Марк, Спаситель много поучает народ притчами.

Что же такое приточный жанр проповеди, который так любил Христос Спаситель? Притча – это краткая история, в которой посредством хорошо известных слушателям образов передаётся определённое послание – которое ещё надо суметь разгадать. Абстрактное мышление, способность использовать отвлечённые понятия по сей день является уделом немногих. А вот образы, картинки, яркие, хорошо запоминающиеся случаи с неожиданными поворотами сюжета и хорошей драматургией всегда пользовались большой популярностью. Хорошая притча – это всегда произведение искусства: здесь должны соединиться глубокая мысль, красивые,  тщательно подобранные слова, неординарность, а нередко, и непредсказуемость хода развития сюжета. Кроме того, её надо ещё и так рассказать, чтобы донести до слушателя интонационные подсказки, сделать её увлекательной и крепко удерживающей внимание. Об Иисусе можно смело сказать, что Он был гениальным мастером приточного рассказа. В Евангелиях нашли своё отражение более 30 притч Иисуса Христа в виде законченных новелл; кроме того, Спаситель нередко оформлял в виде краткой притчи-зарисовки даже совсем небольшие фрагменты речи.

Причина, по которой Спаситель столь любил жанр притчи, вполне понятна. Прежде всего, такой способ проповеди был традиционен  для толкования закона и активно использовался в религиозной культуре той эпохи. Но вся прелесть притчи заключалась в том, что она – в отличие от современных жёстких формулировок – оставляла каждому определённый простор для толкования и интерпретации. Притча всего лишь намечает направление, по которому должен двигаться сам человек дальше, чтобы разгадать её смысл. Притча требует определённого участия, усилия со стороны самого человека – что и существенно повышает педагогическую ценность открытой в притче идеи. Хорошая притча предоставляет весь необходимый инструментарий для правильного вывода – но последний шаг должен слушатель сделать сам – впрочем, может и не делать, если не хочет. Такой ненавязчивый стиль общения был очень гармоничен для Христа Спасителя: Он создавал необходимые условия – и предоставлял право самому человеку решать, куда с этим багажом двигаться дальше.

Притча о сеятеле достаточна проста, поскольку подробно разобрана Самим Спасителем для Его учеников. В ней под образом семени подразумевается Слово Божие, Божественные истины, которые Бог щедрой рукой рассыпает человечеству. Разные виды почв – каменистая, с терниями, утоптанная дорога, или же рыхлая и плодородная – это различные типы человеческих душ по отношению к Богу. Соответственно, и результат также зависит от того, на какую почву попадает это семя: то ли оно прорастёт быстро, и также быстро засохнет; то ли его склюют птицы, то ли оно будет поглощено сорными травами – или же прорастёт и даст хороший урожай.

В Своём толковании притчи Спаситель на самом деле отвечает вовсе не на вопрос, почему та или другая почва бесплодна. Он ставит каждого слушателя перед неизбежным вопросом: а я сам – кто? всё то, что говорит этот Учитель – прорастает ли во мне – или уносится ветром? меня привлекает форма Его речи – но до сути мне не хочется докапываться? или всё это вообще – нечто противное ушам и чуждое? Или просто мне сегодня не до того, есть дела и поважнее, нежели чем эти шарады разгадывать? Создав такое внутреннее напряжение у каждого слушателя, Спаситель тем самым подталкивает его к самому главному вопросу: а что у меня не так, не правильно? почему мои плоды – столь незначительны? семя-то – Слово Божие – одно и то же!

Именно в этом и заключается смысл интригующей концовки: «кто имеет уши слышать, да слышит!» Словно опытный дирижёр крупного оркестра, Спаситель перед началом Своей проповеди проводит проверку, или, точнее, настройку инструментов – в данном случае слушателей: всё ли у них в порядке, готовы ли они дальше слушать, будут ли они способны понимать то, что скажет Христос – или лучше им сразу отойти? Это своеобразное легкое вводное испытание – тот, кто не сломался на нём, возможно, продвинется и дальше.

Как много в нашей религиозной жизни мы делаем «на автомате», по привычке, бездумно, без предварительной настройки. Неудивительно, что и плоды таких «духовных трудов» зачастую – что сеять на камне или дороге. Опытные подвижники, как, например, святитель Феофан Затворник, решительно останавливали от поспешности в начале любого душеполезного дела – будет ли это молитва, духовное песнопение, чтение Писания или что-то другое. Прежде чем начать – необходимо остановиться, успокоиться от житейской суеты. Для этого нужно какое-то время. Потом хорошенько подумать, что именно собираешься делать. И следующее – очень важный момент! – «согреть своё сердце», то есть побудить себя захотеть это сделать не ради галочки, а по-настоящему. Этот в общем-то несложный процесс – и есть вспахивание души, подготовка её к плодотворному общению с Богом. Тогда и молитва будет в радость, и чтение Писания не будет пустой скачкой по давно уже знакомым словам.

Научи же нас, Господи, всегда достойно приступать к Тебе, с подготовкой и вниманием, а не между делом и абы как!

 

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (39 оценок, в среднем: 4,79 из 5)
Загрузка...