2016-09-15

Евангелие от Марка: III, 28-35
Поделиться

pantokrator2Евангелие от Марка, Глава 3, стихи 28-35.

28 Истинно говорю вам: будут прощены сынам человеческим все грехи и хуления, какими бы ни хулили;
29 но кто будет хулить Духа Святаго, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению.
30 Сие сказал Он, потому что говорили: в Нем нечистый дух.
31 И пришли Матерь и братья Его и, стоя вне дома, послали к Нему звать Его.
32 Около Него сидел народ. И сказали Ему: вот, Матерь Твоя и братья Твои и сестры Твои, вне дома, спрашивают Тебя.
33 И отвечал им: кто матерь Моя и братья Мои?
34 И обозрев сидящих вокруг Себя, говорит: вот матерь Моя и братья Мои;
35 ибо кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат, и сестра, и матерь.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.

Ситуация, когда ко Христу приходят Его Пречистая Матерь, а также другие дети Иосифа Обручника – а Спаситель буквально отказывает им – очень странная даже для нашего слуха. Ещё бы: разве не самым близким людям мы должны оказывать почтение более, нежели чем кому бы то ни было другому?

Но для иудейской традиции это и вовсе было кричащим вызовом. Здесь, согласно закону Моисея и другим толкованиям, чётко определялась иерархия родственных отношений. И в этой иерархии близкие родственники – самая высшая ценность. То, что Иисус ставит духовное родство, общность религиозных воззрений выше кровных – прозвучало как вызов традиционному еврейскому обществу.

Но чем же было вызвано столь радикальное заявление? Всего лишь несколькими строками выше евангелист Марк говорил о том, что родные Иисуса «пошли взять Его, ибо говорили, что Он вышел из себя» (Мк.3:21). То есть для самых близких Иисусу людей – членов Его семьи – то, как Он проповедовал, обличал и наставлял, выглядело ненормальным для обычного человека. Можно сказать, в Своём деле Иисус выкладывался на все 100 процентов, не оставляя для Себя никаких «резервных запасов». С точки зрения родных, Иисус слишком долго находился в состоянии перенапряжения, которое могло привести к нехорошим последствиям. Они искренне Его любят по-человечески – и беспокоятся о Его здоровье. Они не могут вместить, что Он – Сын Божий – а не обычный человек  – и масштаб Его человеческой личности несопоставим ни с одним человеком на земле.

Возникает ещё один интересный вопрос: почему пришла вся семья? Возможно, среди членов семьи уже было ощущение, что Иисус вполне может отказать слушаться их. В такой ситуации наличие целой семьи вполне могло послужить дополнительным аргументом, как бы говоря: смотри, вся Твоя семья зовёт Тебя – значит, есть какое-то важное дело!

И в этой ситуации спокойно перенести акцент с кровного родства на духовное – необходимо иметь большое мужество. Сын Божий и Сын Человеческий совершенно внутренне свободен. Это мы выстраиваем внутри себя ту или иную иерархию отношений: узкий круг самых близких, от которых мы сильно зависим, пошире – друзей и родственников, ещё шире – все остальные. И мера нашей любви, естественно, также изменяется. Но для Спасителя нет никакого «расслоения» между людьми: Он любит всех одинаково – и Свою Пречистую Матерь, и будущего предателя Иуду, и того римского сотника, который будет прибивать гвоздями Его Пречистое Тело ко Кресту. Его любви хватает на всех – и она во всей полноте изливается на каждого, кто имеет в ней нужду, кто ожидает её.

В отказе Своим ближайшим родственникам иметь какое-то особое «право» на Него, Иисус показывает простую вещь: у Бога нет лицеприятия, к Нему невозможно попасть через «служебный вход». Нет никакого предпочтения ни кровным узам, ни должностям, ни званиям, ни достатку. Только одно – желание исполнять волю Небесного Отца и определяет близость к Нему.

Нам следует почаще вспоминать этот евангельский эпизод, когда возникает желание выразить по отношению к кому бы то ни было свои исключительные права – будет ли это наша вторая половина, дети, или просто очень близкие друзья. Бог не относится к нам как к Своей собственности – хотя и имеет на это полное право. Он бесконечно уважает нас, нашу самобытность, нашу свободу. И мы призваны, подражая Ему, не поддаваться искушению той или иной формы «собственничества» – предъявления прав на кого-то другого, даже если этот человек целиком зависит от нас.

Да поможет нам Бог дорожить друг другом и оберегать себя от «хищнических» форм любви!

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (39 оценок, в среднем: 4,95 из 5)
Загрузка...