2016-09-13

Евангелие от Марка: III, 13-19
Поделиться

28173005Евангелие от Марка . Глава 3, стихи 13-19.

13 Потом взошел на гору и позвал к Себе, кого Сам хотел; и пришли к Нему.
14 И поставил из них двенадцать, чтобы с Ним были и чтобы посылать их на проповедь,
15 и чтобы они имели власть исцелять от болезней и изгонять бесов;
16 поставил Симона, нарекши ему имя Петр,
17 Иакова Зеведеева и Иоанна, брата Иакова, нарекши им имена Воанергес, то есть “сыны громовы”,
18 Андрея, Филиппа, Варфоломея, Матфея, Фому, Иакова Алфеева, Фаддея, Симона Кананита
19 и Иуду Искариотского, который и предал Его.

 

Комментирует протоиерей Павел Великанов.

Мы только что слышали об избрании 12 апостолов – самых близких учеников Иисуса Христа. Почему именно сейчас происходит это избрание? Зачем вообще Иисусу ученики? Почему нельзя было проповедовать без узкого круга последователей? И почему именно 12?

Насчёт числа – догадаться несложно: по числу колен Израиля. Христос выбирает 12 учеников и как сказано, поставляет их апостолами. Примечательно, что состав избранников был более чем неоднороден – и это очень мягко сказано. Матфей – сборщик налогов, по сути – коллаборционист и предатель в глазах любого правоверного иудея. Симон – из секты зилотов, то есть крайних ревнителей и националистов. С одной стороны – горячий и искренний Петр, или Симон, готовый на всё ради своего Учителя – и тут же Иуда Искариот, предатель, человек с «двойным дном». При этом абсолютно все они – включая Иуду – получают одинаковые дары исцелять, проповедовать, изгонять демонов.

Зачем же Христос избирает этих учеников? По Евангелию – чтобы они были с Ним и чтобы посылать их с проповедью. Но зачем Иисусу эта «группа поддержки»? Исключительно ли здесь стоит задача интенсификации проповеди – ведь в то время не было никаких средств массовой информации? С этим можно было бы легко согласиться, если бы только не одно обстоятельство. Вся евангельская история, вплоть до самого распятия и воскресения Христа, свидетельствует об одном: ученики не понимали своего Божественного Учителя вплоть до самого Воскресения. Он говорит им одно – они слышат совершенно другое. Он скорбит об ожесточении сердец жителей Иудеи – а они предлагают сжечь их огнём с неба. Он с болью говорит о предстоящих страданиях и смерти – их волнует, кто какую должность займёт. Через три года совместной жизни и трудов Спаситель буквально прижимает их к стенке вопросом – кто Я для вас? – все, кроме Петра, стыдливо молчат, потому что сами до конца ещё не поняли. Отправлять на проповедь людей, у которых в голове – каша – дело бессмысленное и даже просто вредное. Но Иисус сознательно на это идёт! Что-то здесь явно не сходится!

Подойти к разрешению этого недоумения можно через один вопрос. О чем должны были рассказывать эти люди, которые оставили свои дома, свои профессии и ремесла – чтобы пойти за Иисусом в неизвестность? Евангелие нигде не говорит, что перед учениками стояла задача проповедовать Иисуса как пришедшего Мессию, Сына Божия. По крайней мере, Сам Спаситель нигде перед ними так задачу не ставит. Речь идёт о проповеди Царства Божия, его приближении – и действенной помощи тем, кто в ней нуждался: исцелять, изгонять злых духов, очищать прокажённых. Другими словами, в проповеди апостолов была большая недосказанность: с одной стороны, люди видели, что в этих проповедниках есть явная сила Божия – с другой стороны, вопрос, Мессия ли Иисус – оставался не вполне прояснённым даже для самих ближайших учеников. Апостолы, сами того не понимая, всего лишь разогревали косные ума и сердца людей – чтобы уже только после славного Воскресения Христова посеять в эту подготовленную и хорошо удобренную почву семена благой вести об Иисусе Христе как Сыне Божием, Спасителе мира! Только став свидетелями Воскресшего Иисуса, только получив в день Пятидесятницы полноту даров Святого Духа, их сознание просветится настолько, что эта крошечная группа произведён настоящий мировоззренческий переворот во всём Средиземноморье и далеко за его пределами!

Сегодняшнее Евангелие о том, как были избраны апостолы и в чём заключалась их миссия, заставляет задуматься о специфике Божественной педагогики. Бог постоянно смотрит на нас «в перспективе»: Он исходит не из того, что мы уже есть, чего мы уже достигли – но даёт нам всё «на вырост», «с запасом» – веря в то, что мы сможем подтянуться до поставленной задачи. Он не боится рисковать: Он бесконечно любит и доверяет нам – хотя мы, по большому счёту, слишком часто совершенно этого не заслуживаем. Точно также как бестолковость апостолов не останавливала Иисуса, не приводила Его к решению об их «профессиональной непригодности» – даже когда они все Его бросили во время распятия – точно также Бог продолжает верить нам, надеяться на нас и  ждать – даже когда мы уверенно отворачиваемся от Него и ходим исключительно по своему разумению.

Как же хорошо, что наш Бог – такой терпеливый, мудрый и кроткий Педагог!

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (42 оценок, в среднем: 4,81 из 5)
Загрузка...