2016-08-24

Мф., 86 зач., XXI, 28-32.
Поделиться
Мф., 86 зач., XXI, 28-32.
Поделиться

1Евангелие от Матфея. Глава 21, стихи 28-32.

28 А как вам кажется? У одного человека было два сына; и он, подойдя к первому, сказал: сын! пойди сегодня работай в винограднике моем.
29 Но он сказал в ответ: не хочу; а после, раскаявшись, пошел.
30 И подойдя к другому, он сказал то́ же. Этот сказал в ответ: иду, государь, и не пошел.
31 Который из двух исполнил волю отца? Говорят Ему: первый. Иисус говорит им: истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие,
32 ибо пришел к вам Иоанн путем праведности, и вы не поверили ему, а мытари и блудницы поверили ему; вы же, и видев это, не раскаялись после, чтобы поверить ему.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.

Образ виноградника – одно из самых любимых иудеями сравнение. Ещё с пророческих времён так именовал себя еврейский народ: мы – виноградник Божий! Поэтому для слушавших Иисуса это сравнение было достаточно глубоким и не исчерпывалось только примером из жизни любого хозяйства. Этой притчей Спаситель обличает самоуверенность иудеев: они думали, что раз Бог заключил с ними завет – значит, Ему уже никуда от них не деться: Он – их заложник! Но пребывая в таком обманчивом состоянии, они перестали выполнять то, ради чего и были избраны: подготавливать человечество к пришествию Мессии, Искупителя.

С другой стороны, оказалось, что люди, с точки зрения иудейского закона, грешные, нечестивые, презираемые – мытари, блудницы и подобные им – оказались куда более чуткими и честными, нежели чем самодостаточные праведники! Этим грешникам Спаситель оказался понятнее и ближе: их нужда в Живом Боге, Который и может избавить от греха, очистить душу, обновить всю жизнь – стала сильнее, нежели чем страх выпасть из жёстко регламентированной системы предписаний системы иудаизма. Поэтому они с радостью приняли проповедь Иоанна Крестителя, очистились в крещении покаяния – и для них слова Христа о Царстве Божием уже не были чем-то странным и чуждым – как они воспринимались первосвященниками и фарисеями, этой духовной элитой еврейского народа.

Возникает вопрос: но почему же в итоге, с точки зрения Бога, откровенно нарушавшие Божественные заповеди оказались лучше, нежели те, кто формально всегда всё соблюдал? Не открою никакого секрета, если скажу, что каждый из нас с радостью и горячностью выполняет любое дело, когда на самом деле хочет. Но когда мы вынуждены что-то делать, это происходит совершенно иначе. В Евангелии мы нигде не встретим слов Спасителя, что «надо» поститься, «надо» любить Бога, «надо» любить врагов, а не только ближних. Все слова Христа – это слова призыва и вдохновения, но не вынуждения и давления. Иисус Христос старается увлечь, собственным примером показать, что такое – быть исполненным жертвенной любовью. Именно поэтому новозаветные заповеди блаженства столь отличаются от ветхозаветного декалога, где чётко прописаны пределы – за которыми человека ожидает не только духовная, но и физическая смерть со стороны народа и его духовных вождей. Слова Христа – слова о другом, о той бесконечной перспективе приближения к Богу, уподобления Ему в кротости, смирении, немстительности, верности правде, чистоте и святости. Для того, кто хотя бы раз в жизни ощутил прикосновение к душе этой Божественной святыни – не нужно никакого «нравственного диктата» предписаний – он и так их не будет нарушать, потому что не хочет лишить себя самого этой близости к Богу, которую познал на собственном опыте.

Мытари и блудницы были искренни в своих желаниях: одни – в любви к деньгам, другие – в любви к телесным удовольствиям. И эта внутренняя нелживость, ненаигранность, оказалась сильнее, нежели чем тяжесть преступления ими заповедей. От совершённых грехов они избавились в водах покаяния – приняв крещение от Иоанна – и увидев Христа, смогли Его возлюбить ещё сильнее, нежели чем ранее они любили грех. С фарисеями и книжниками – ситуация прямо противоположная. Бросив всю жизнь в жертву соблюдения внешних предписаний, будучи по форме праведниками, их души так и не раскрылись для любви и откровенности, они делали всё, не потому, что на самом деле это любили, а только потому, что так было надо,  так было правильно с точки зрения закона – так гарантированно можно было оказаться в числе праведников – с человеческой точки зрения.

Перед каждым из нас нередко возникает вопрос: зачем выполнять то или иное предписание Церкви? И здесь есть несколько подходов. Первый – потому что «так надо», я не умнее других, надо оказать послушание духовенству и людям, более духовно опытным. Такой подход в целом неплох – но только в самом начале пути, когда христианская жизнь как таковая – земля полностью неизведанная. Но есть и другой подход: прежде чем что-то делать, постараться честно ответить самим себе на вопрос: а зачем мне это надо? что конкретно я ищу? что именно я надеюсь получить, выполнив это предписание? что я сам хочу? Если бы мы чаще задавали себе эти вопросы, тогда пост не превращался бы в лицемерную религиозную диету, а стал бы вожделенным инструментом воспитания души и источником вдохновения, молитва из «вычитывания» превратилась бы в живой диалог с Богом, прощение не выцеживалось бы сквозь зубы – а мы были бы готовы идти на край света, лишь бы примириться с нашим обидчиком.

Сегодня хочется всем нам пожелать не стесняться задавать себе эти вопросы – зачем мы делаем то или иное в духовной жизни – чтобы стать нам искренними и вдохновенными соработниками Божественного виноградника!

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Притча, которую мы услышали сегодня, в первую очередь адресована современникам Христа. Еврейский народ ждал Мессию на протяжении всего своего существования. В этом и заключалась особая роль Израиля в человеческой истории, его предназначение. Именно для этого евреям был дан Закон, религиозный культ, именно поэтому Бог так заботился о Своем народе, посылал к нему мудрых вождей и богодухновенных пророков. Под их руководством евреи должны были научиться жить в чистоте, беспрекословно исполнять Божии заповеди, чтобы не пропустить тот момент, когда к ним придет Избранный. Однако, когда Избранный пришел, внешне правильные иудеи по своему высокоумию Его не узнали и распяли. Свое предназначение они не выполнили. Именно на это намекает Христос образом старшего сына, который пообещал отцу исполнить его волю, но обманул, не пошел.

Как ни странно, но Христа приняли те, кто в глазах правоверных иудеев был достоин всякого презрения. Это люди, которые, согласно, иудейским обычаям, считались скверными, нечистыми. Своими каждодневными поступками они нарушали те или иные религиозные правила и предписания, сознательно или неосознанно, по немощи, попирали отеческие обычаи. Речь идет о мытарях, то есть сборщиках налогов в пользу Рима, блудниках, и, конечно, язычниках. Общаться с ними считалось зазорным и оскверняло нормального человека. Именно они, подобно младшему, строптивому сыну, всю жизнь говорили Богу нет, но потом, раскаявшись, исполнили Его волю, откликнулись на проповедь Мессии, стали ядром Его Церкви.

Образы, которые приведены в этом евангельском отрывке, являются актуальными не только для современников Христа. Притча отвечает на вопрос, с чего начинается подлинная религиозная жизнь, и чего же Бог, в конечном счете, ожидает от каждого из нас. Конечно, Отцу приятно, если Его сын сначала с готовностью отзовется на Его призыв, а потом еще пойдет и выполнит задание. Но если этого по тем или иным причинам, невозможно сделать? Что если нет сил, со всей тщательностью исполнять предписания церковного устава: со всей строгостью держать пост, полностью вычитывать утренние и вечерние молитвы, ходить в положенные дни на церковные богослужения? Что тогда делать? Ответ Спасителя ясен: христианство это не религия людей безупречных во всех отношениях, в первую очередь, это религия тех, кто, видя свое несовершенство, пришел в состояние сердечного сокрушения перед Богом. Это религия покаяния. Подлинному христианству совершенно чужд дух самодовольства и превозношения, который неизбежно поселяется в сердце человека, поставившего на первое место тщательное и дотошное исполнение всех обрядовых предписаний. Полноценная религиозная жизнь начинается с вопля утопающего Петра, с рыданий блудницы, которую готова побить камнями толпа, с мольбы разбойника на кресте: «помилуй нас, Господи, без Тебя погибаем». Лишь увидев в нашем сердце зачатки этого чувства, Господь однажды даст нам силы и решительно ответить нашему небесному Отцу да, а потом пойти и поступить в соответствии со своей решимостью.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (35 оценок, в среднем: 5,00 из 5)
Загрузка...