2016-08-21

Мф., 59 зач., XIV, 22-34.
Поделиться
Мф., 59 зач., XIV, 22-34.
Поделиться
0_7d297_107ab656_L

Хождение по водам

Евангелие от Матфея, Глава 14, стихи 22-34.

22 И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ.
23 И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один.
24 А лодка была уже на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный.
25 В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю.
26 И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали.
27 Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь.
28 Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде.
29 Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу,
30 но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня.
31 Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился?
32 И, когда вошли они в лодку, ветер утих.
33 Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий.
34 И, переправившись, прибыли в землю Геннисаретскую.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.

Рассказ о чудесном хождении Спасителя по водам – один из самых ярких евангельских эпизодов. Тотчас после чуда насыщения хлебами многотысячной толпы, Христос решительно отправляет Своих учеников на другой берег Галилейского озера. Он понимает, насколько раскалена толпа евреев, только что получивших в руки вещественное доказательство исключительности Иисуса: такой Мессия им очень даже по нраву! Ещё чуть-чуть – и Его были готовы взять силой, чтобы вынудить возглавить восстание и сделать своим Царём. Ученики Иисуса несильно отличались от этой толпы: и чтобы не подливать масла в огонь, Спаситель отправляет их подальше от разгорячённой толпы.

Помолившись на горе в уединении Своему Небесному Отцу, Христос спускается к берегу и видит, как лодка с апостолами находится в жестком противоборстве с нахлынувшими волнами и сильным ветром – типичным для Галилейского моря внезапным штормом. Лодка пыталась идти против ветра – то есть галсом – естественно, при этом её буквально захлёстывало высокими волнами. Увидев с высокого берега эту опасную ситуацию, Иисус направляется прямо по водам к Своим ученикам.

Шок и ужас, который охватил апостолов при виде приближающейся к ним фигуры в середине моря, понятен. В критической ситуации увидеть нечто сверхъестественное – более чем неприятно. Вера в существование призраков, явления душ умерших не была свойственной иудейской религии – тем более появление чего-то бестелесного не сулило ничего хорошего.

Одной фразой – «Не бойтесь, это Я» – Спаситель рассеивает ужас находящихся в лодке. И далее начинается самое интересное.

Какому нормальному человеку придёт в голову во время шторма переступать через борт лодки в бушующие воды? Что произошло с Петром, когда он, услышав голос Христа, решился на это безумный с точки зрения элементарной логики шаг? В этом поступке – весь Пётр: страстный, горячий, импульсивный, в порыве не всегда способный себя контролировать. Однако и объяснить этот поступок можно: находясь на грани между жизнью и смертью, Пётр уже осудил себя быть погребённым волнами. И в этом состоянии воспользоваться неожиданной, буквально с неба свалившейся ситуацией, было вполне разумно. Если уж всё равно тонуть – почему бы не попробовать сделать то же самое, что и любимый Учитель? Услышав одобрительный ответ Христа, Петр переступает через борт – и действительно, начинает идти по воде навстречу Христу. В какой-то момент его всецелая устремлённость к Иисусу уступает место агрессии телесных чувств, которые кричат о смертельной опасности, в которой он находится – жуткий ветер, огромные волны – и тотчас Петр лишается своей невидимой опоры и начинает тонуть. В крике отчаяния он обращается ко Христу – и Тот его хватает за руку и не даёт поглотить волнам. Как только они оказываются в лодке, шторм тотчас прекращается, и наступает тишина. В трепете и ужасе ученики падают ниц со словами: «Истинно Ты – Сын Божий!»

Чтобы понять, откуда у Петра взялась вера, которая и держала его на водах, надо вспомнить о полной безнадёжности ситуации. Если бы он ещё за что-то держался – быть может, как другие ученики – едва ли он смог бы совершить этот поистине дивный подвиг веры. Вот нам и ответ, почему у нас почти никогда такой веры, как у Петра, не бывает: вместо того, чтобы ввериться Богу целиком, без остатка, в любой – даже самой критической ситуации – мы цепляемся за любые малейшие, порой смешные до слёз, возможности выкарабкаться самим. Цепляемся – срываемся – унываем – снова цепляемся – и снова ничего не получается. Вера потому и трудна, что не терпит никаких «подстраховок»: ведь ничто не мешало Петру обвязать себя верёвкой и отдать другой конец кому-то в лодке – а вдруг ничего не выйдет? Но тогда бы он начал тонуть, едва переступив за борт.

Уметь осудить самих себя на самое худшее, что только может произойти – и принять это как данность – при этом сохраняя полную открытость к Богу, вверяя и свою жизнь, и жизнь близких Ему Одному, целиком, без остатка – вот к чему призывает нас сегодня Евангелие! Пусть Он действует в нашей жизни Сам, как Ему угодно – мы даже не будем пытаться проникнуть в Его мысли и планы о нас – потому что верим: Им движет во всём только безграничная любовь к нам и вера в нас!

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Отрывок, который мы только что услышали, описывает, пожалуй, один из самых известных эпизодов евангельской истории – хождение Христа по водам. Мы привыкли рассматривать это событие в отрыве от других, о которых рассказывает Евангелие, как отдельную картинку или скорее – икону: буря, ученики в страхе, Господь идет к ним в ночи, Петр выходит навстречу, его малодушие, спасение и, наконец, наставление Христа. О чем эта история? Первое, что приходит на ум, – конечно, о вере настоящей и вере неполноценной. Но только ли об этом? Наверное, мало, кто обращает внимание на то, что это событие начинается небольшим прологом. Если это учесть, то нам откроются новые грани смысла евангельской истории.

Итак, только что Иисус накормил пять тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбками. Люди в восторге. Вот, наконец, пришел Тот, Кто может их возглавить, накормить, свергнуть иго ненавистных римлян и сесть на престоле царя Давида. Евангелие от Иоанна, в котором эта история описана более подробно, прямо говорит: после насыщения люди хотели сделать Христа царем, против Его воли. Безусловно, апостолы полностью поддержали эту инициативу, ведь до самого креста они думали, что в этом и есть предназначение их Учителя. Нетрудно догадаться, кто среди учеников Спасителя мог быть одним из самых горячих сторонников этого начинания. Конечно, самый ревностный, пылкий и темпераментный из них. Тот, кто даже вынул меч и отсек человеку ухо, когда жизнь Иисуса была в опасности. Поэтому и говорится, что Христос понудил, то есть, в буквальном смысле, силой заставил восторженных, перевозбужденных учеников, войти в лодку и уплыть из этого места. Сам же скрылся от толпы и уединился в молитве.

Вот в каком состоянии находились апостолы в лодке. Полупьяные от восторга, одурманенные мечтами о будущей славе, которая подобает ближайшим соратникам величайшего еврейского правителя, Мессии. Но вдруг, начинается буря. Возможно, поначалу, исполненные энтузиазма, они ее не замечают. Но буря не прекращается. Не случайно сказано, что Христос пришел к ним в четвертую стражу. По-нашему – это промежуток с 3 до 6 утра, а в лодку они сели вечером. То есть Он попустил им бороться со стихией всю ночь. Зачем? К тому моменту, когда приходит Господь, у них давным-давно пропало всякое былое воодушевление. А случай с Петром окончательно протрезвляет и возвращает на землю самого восторженного из них. И вот тогда они потрясенные, со всяким смирением и кротостью исповедуют Христа Сыном Божиим. Этим они словно говорят Ему: «Господи, мы не понимаем Твоего замысла, все наши представления о Тебе каждый раз оказываются пустыми и неверными, и поэтому лучше мы будет просто доверять Тебе. Только Ты Сам знаешь, что Ты должен сделать и как».

Перед нами наглядный пример того, как Господь действует в жизни каждого из нас. Очень часто, особенно в минуту духовного подъема, мы готовы с уверенностью говорить о том, чего хочет Бог и как Он этого хочет. Делаем глубокомысленные выводы, о действии Его Промысла в нашей судьбе и судьбах тех, кто нас окружает. И вот, что интересно, после каждого такого «духовного подъема», неизбежно приходит шторм. Жизнь бьет нас так, что мы кричим от ужаса подобно апостолам и начинаем тонуть от своего маловерия подобно Петру. Хотя только что знали все обо всем на свете. Это Господь выливает на нас ушат холодной воды, разрушает наши наивные представления. Он как бы говорит: «успокойся, не нужно восторгов и пустых фантазий. Научись просто тихо доверять Мне и спокойно иди за Мной». И так будет штормить до тех пор, пока мы подобно апостолам в той лодке, в смирении и трезвенности, откинув все пустые мечтания, с полным доверием Богу не произнесем: «Господи, ничего не понимаю в этой жизни, только Ты Сам знаешь, как надо, ведь, истинно Ты Сын Божий».

 

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (39 оценок, в среднем: 4,87 из 5)
Загрузка...