Евангелие от Матфея, Глава 20, стихи 17-28. Комментирует - Евангелие от Матфея
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Матфея, Глава 20, стихи 17-28

17 И, восходя в Иерусалим, Иисус дорогою отозвал двенадцать учеников одних, и сказал им:

18 вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть;

19 и предадут Его язычникам на поругание и биение и распятие; и в третий день воскреснет.

20 Тогда приступила к Нему мать сыновей Зеведеевых с сыновьями своими, кланяясь и чего-то прося у Него.

21 Он сказал ей: чего ты хочешь? Она говорит Ему: скажи, чтобы сии два сына мои сели у Тебя один по правую сторону, а другой по левую в Царстве Твоем.

22 Иисус сказал в ответ: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь? Они говорят Ему: можем.

23 И говорит им: чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься, но дать сесть у Меня по правую сторону и по левую - не от Меня зависит, но кому уготовано Отцем Моим.

24 Услышав сие, прочие десять учеников вознегодовали на двух братьев.

25 Иисус же, подозвав их, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими;

26 но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою;

27 и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом;

28 так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих.

Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Отрывок, который мы только что услышали, начинается с того, что Христос открывает ученикам Свою участь. Оказывается, вопреки их ожиданиям, Его миссия заключается не в том, чтобы стать царем Израиля, прогнать захватчиков и вернуть еврейскому государству былую мощь и славу. Господь сознательно идет на то, чтобы быть преданным, поруганным, распятым – замученным до смерти. Иными словами, картинка ровно противоположная той, которая возникала в сознании любого еврея, в том числе и учеников, когда они думали о Мессии. Вместо блеска царской славы и почестей, позорное рубище и предельная степень унижения.

То, что мы видим дальше, вступает в резкий контраст с этими словами Спасителя. Кажется, после них ученики должны были бы по меньшей мере задуматься. Поставить вопрос: Господи, что же это значит? Что нам теперь делать? Ведь Христос только что опроверг все те представления о Себе, которые жили в их сознании. Однако они настолько привязаны к той фантазии, которое нарисовало их воображение, что пропускают важное откровение Учителя мимо ушей. Что за крест, что за смерть, что за непонятное воскресение? Радуйся Равви, скоро войдем в Иерусалим, и народ сделает Тебя царем. И они начинают спорить и сориться, выясняя, кто из них будет первым в будущем царстве Мессии. Пристают к Господу, Который уже предчувствует побои и тяжесть креста, с наивными, пустыми вопросами: как занять самое почетное место в Его будущей империи.

И Господь дает им ответ. Оказывается все очень просто. Для того, чтобы занять первое место в Его Царстве, нужно выпить ту чашу, которую пьет Он Сам и креститься тем крещением, которым Он Сам крестится. Речь идет о чаше крестных страданий. Иными словами, первым станет тот, кто подобно Христу, будет готов ради ближнего принести себя в жертву, вплоть до самоотречения, унижения и смерти.

Вряд ли ученики поняли тогда все сказанное. Должно было пройти время, несколько дней, наполненные страшными событиями: предательство и арест Учителя, малодушие вплоть до отречения, ужас креста, кошмарное крушение всех надежд и таких комфортных, многообещающих, удобных представлений о Боге и Его Мессии. Одним словом, понадобилось, чтобы обстоятельства жизни все перетряхнули и само сознание учеников было буквально вывернуто наизнанку. Только после этого, когда, казалось, все разрушено и потеряно, с чистого листа, пришла радость Воскресения.

Все это подводит нас к одному простому, но крайне важному выводу. Человек не становится христианином в один момент, приняв крещение, то есть, как некогда апостолы, сознательно последовав за Христом. Все это только начало пути. Понимание приходит после, со временем, постепенно. И что важно, это далеко не безболезненный процесс. Подлинное христианство рождается в те тяжкие момент, когда вокруг и внутри нас с треском рушится такой привычный и понятный мир наших религиозных убеждений и представлений, те комфортные и удобные фантазии о Боге, который постепенно сформировались в нашем сознании. Это не повод к отчаянию. Именно так Господь выводит нас на новый уровень понимания Себя, окружающих людей и жизни в целом. Чем сильнее тряхнуло, тем больше слетело шелухи с моего ума и сердца, тем больше открылось. Наша задача удержаться, устоять, не убежать. Так будет трясти до тех пор, пока все наши наивные, удобно для нас самих причесанные представления о Христе и Его действии в нашей жизни не будут разбиты. И это принципиально важно. Ведь только так можно обрести Бога таким, какой Он есть. Настоящего. Воскресшего. Только так возможна Пасха Христова.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!