2017-07-22

Мф., 39 зач., X, 37 - XI, 1 (о. Стефан Домусчи)
Поделиться

75001Мф., X, 37 – XI, 1 (о. Стефан Домусчи)

Глава 10.

37 Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня;
38 и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня.
39 Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее.
40 Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня;
41 кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника.
42 И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей.

Глава 11.

1 И когда окончил Иисус наставления двенадцати ученикам Своим, перешел оттуда учить и проповедовать в городах их.

Комментирует священник Стефан Домусчи.

Как каким отношениям с ближними призывает христианство? На какие отношения настраивает? Наверное, для большинства ответы покажутся совершенно очевидными. Ведь всякий знает, что христианство призывает к любви, к заботе, к жертвенности… И в то же время, в Евангелии мы можем встретить довольно жесткие слова Христа, которые многих могут смутить. Причем не только неверующих, но и верующих. Они могут выглядеть каким-то вопиющим противоречием.

В сегодняшнем чтении Христос говорит: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, недостоин Меня». Похожие слова Он повторяет в отношение к сыну и дочери. Слова эти могут показаться ревнивыми и эгоистичными. Это у тех, кто доверяет Христу и Евангелию может не возникнуть вопросов, а человек, впервые открывший Новый Завет, может оказаться в недоумении, ведь местом, в котором и учатся любви как раз является семья. Семейная любовь является примером для многих других отношений. Она настолько глубоко укорена в нас, настолько естественна и представляется чем-то почти биологическим, что посягательство на нее близко к кощунству. Но в этой естественности и укорененности в нас этой любви кроется не только ее высота, но и ее несовершенство, ведь для нее почти не нужно усилий, не нужно подвига, на такую любовь способен почти всякий.

Однако Христос, призывает нас к любви, которая выше естества. Если христиане любят друг друга такой любовью, какой любят язычники, чем они от них отличаются? Такой человек просто живет так, как ему живется… Но как ему живется после грехопадения? Ему живется эгоистично и потребительски… И даже его естественная любовь поражена этой болезнью. Христос же пришел для того, чтобы человека исцелить и дать ему нечто гораздо большее. Но, конечно, то, что выше естества не дается без усилий. Поэтому, тот кто не берет на себя креста и не идет за Христом – тот Его недостоин. При этом важно помнить, что греческое слово «аксиос» можно перевести не только как достоин, но «подходит», «соответствует». То есть дело не в том, что Бог кого-то отвергает, просто человек, который не стремится к духовному росту и не возвышается над естественными потребностями и способностями, оказывается не сроден Христу он не может стать причастным Его подвигу, и естественно не может получить его плодов.

Но кто же в таком случае вообще может называться христианином?

Если всё настолько трудно и буквально сверхъестественно, как быть простым людям, которых привлекает христианство, но они не находят в себе сил любить ближних самой простой, естественной любовью, не то что любовью Евангельской.

И все же, следующие слова Христова возвращают нам возможность христианской жизни, возвращают нам, — простым людям, — возможность христианского пути. Господь говорит ученикам, что те, кто принимает пророка именно как пророка, и праведника, как праведника – получат награду пророка и праведника. Что значит принять пророка? Дело пророка —пророчествовать, на другое у него редко остаются силы и время, принять его как пророка, значит почтить его служение нам, своим ответным служением ему. Кроме того, слово “принять” может означить не только гостеприимство, но и согласие. Это значит, что праведны не только пророки, но и те, кто согласны с ними и служат им своими возможностями; праведны не только праведники, но и те, кто принимает их праведность и служит им как праведникам. И тот, кто ради ученичества, ради вести Евангелия, послужит ближнему, тому воздастся даже за поданную чашку воды. Иными словами, Церковь Божия в мире существует не только благодаря клирикам, но и благодаря всем христианам, несущим служение любви на своем месте. Это приободряет каждого из нас, ведь служа Церкви и ближнему, мы становимся соучастниками их праведной жизни.

Читать еще на сегодня:
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (43 оценок, в среднем: 5,00 из 5)
Загрузка...