2016-08-04

Мф., 61 зач., XV, 12-21.
Поделиться
1627218_original

Господь Вседержитель; XIII в.; Византия

Евангелие от Матфея, Глава 15, стихи 12-21.

12 Тогда ученики Его, приступив, сказали Ему: знаешь ли, что фарисеи, услышав слово сие, соблазнились?
13 Он же сказал в ответ: всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится;
14 оставьте их: они – слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму.
15 Петр же, отвечая, сказал Ему: изъясни нам притчу сию.
16 Иисус сказал: неужели и вы еще не разумеете?
17 еще ли не понимаете, что всё, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон?
18 а исходящее из уст – из сердца исходит – сие оскверняет человека,
19 ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления –
20 это оскверняет человека; а есть неумытыми руками – не оскверняет человека.
21 И, выйдя оттуда, Иисус удалился в страны Тирские и Сидонские.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Отрывок, который мы услышали сегодня, – финал разговора Спасителя с иудейскими вождями. Напомню, они обвиняли учеников Христа, что те едят хлеб, не совершив предварительно обряд омовения. Таким образом, по представлениям иудеев, они делали себя скверными и грешными в очах Божиих. В ответ на их возмущение Спаситель отвечает, что оскверняет человека не то, что входит в уста, а то, что из них исходит.

Сегодня мы видим то, какую реакцию произвели эти слова на слушателей. Апостолы не понимают, о чем сказал Христос. Поэтому Петр и просит Его разъяснить эту загадку. Христос поясняет, что в первую очередь необходимо обращать внимание не на внешнюю, телесную нечистоту, а на то расположение, в котором находится наша душа. То, прикоснуться к чему так боялись иудеи: кровь, мертвый человек, иноверцы, нечистые животные и т.п. не могут осквернить человека. В первую очередь человека оскверняют те дурные помыслы, которые гнездятся в его сердце. А поэтому настоящая религиозная жизнь – не столько жизнь внешних действий, не столько жизнь формального ритуала, сколько жизнь сердца.

Примечательна реакция фарисеев, с описания которой и начинается услышанный нами отрывок: они соблазнились. То есть стали негодовать. Интересно то, что в отличие от необразованных апостолов, они были люди, как бы мы сейчас сказали, просвещенные и сведущие во многих науках. Они прекрасно поняли смысл слов Спасителя. Отчего же такое возмущение?

Человеку, в особенности тому, кто выбрал в своей жизни путь веры, всегда хочется получить хоть какую-то гарантию, что он идет в правильном направлении, идет ко спасению, к Богу. Порой ничто не дарит его душе такой уверенности, как совершение внешней механической работы. Ведь это всегда мгновенный эффект. Вдохновение от чувства выполненного долга, которое и можно принять за ответ со стороны Бога, за действие благодати. Тщательное исполнение ритуальных и уставных предписаний, соблюдение постов, продолжительные молитвы, благотворительность, одним словом внешнее делание может подарить человеку ощущение того, что он на правильном пути.

А вот Христос говорит, что, оказывается, не это главное. Твои ощущения могут тебя обманывать. Главное – внутренняя работа. И здесь мы оказываемся на очень зыбкой почве. Ведь легко сказать, не будь злым, будь добрым, не будь раздражительным, будь кротким, не будь завистливым, будь великодушным. Но как это сделать? Как это ощутить и пережить? Как добиться того, чтобы это стало состоянием моего сердца? Для этого необходимо постоянное понуждение, всматривание в себя, борьба, самоанализ. Самое неприятное – приходится подвергать сомнению все, что ты сделал, сказал, подумал. Внешне твои дела, слова, мысли могут казаться тебе добрыми и благочестивыми, но вдруг все руководит какой-то корыстный интерес, которого ты сам до конца не замечаешь и не осознаешь? Оптинские старцы называли всю эту работу «душевным деланием». Так вот, это душевное делание – весьма мучительный процесс. Человеку в прямом смысле слова приходится рожать себя заново, снимать со своей души слой за слоем, словно шкуру с какого-то экзотического фрукта.

Видимо, это интуитивно и почувствовали фарисеи. И это их ужаснуло. Слишком много необходимо переосмыслить, от многого отказаться, к чему-то приступить впервые. Необходимо покинуть такую накатанную, уютную, проторенную колею, где все понятно и однозначно, где все расписано, все разложено по полочкам. Где твои внешние действия, участие в ритуале, и даже согласие с догматами веры однозначно гарантируют спасение. Теперь же им предлагается сделать шаг в неизвестность.

Не будем же дорогие друзья уподобляться фарисеям. Ведь уверенность в том, что Бог ожидает от нас единственно исполнения внешней работы – разновидность духовной слепоты. Будем больше уделять внимание жизни нашего сердца. Ведь если мы наведем порядок в нем, то любое наше дело будет привлекать к нам Божественную благодать.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (35 оценок, в среднем: 4,94 из 5)
Загрузка...