2016-07-14

Евангелие день за днём. Мф., 43 зач., XI, 27-30.
Поделиться
artlib_gallery-74540-b

Господь Вседержитель

Евангелие от Матфея, Глава 11, стихи 27-30.

27 Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть.
28 Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас;
29 возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим;
30 ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко.

 

 

Комментирует протоиерей Павел Великанов

При всей краткости евангельского отрывка в нём содержатся две очень глубоких – и очень важных для каждого из нас – истины.

Первая фраза – о том, что единственный достоверный источник знаний о Боге – это Его Единородный Сын, Господь наш Иисус Христос. Человечество на протяжение всего своего существования искало Бога, пыталось составить определённое представление о Нём – но всегда этот образ был неточен, ни один даже самый религиозно одарённый человек не мог без искажений дать миру полную, исчерпывающую картину – Кто есть Бог на самом деле? Только в Воплощении Сына Божьего Творец явил Себя миру без каких бы то ни было интерпретаций и ошибок. Предельно ясно это отражено в ответе Христа на просьбу апостола Фомы показать Бога Отца: тот, кто видел Меня – говорит Иисус – видел и Отца, потому что мы – Сын и Отец – едины.

И далее мы переходим к второй глубокой мысли, которая, как это ни покажется странным, непосредственно связана с предыдущей. Здесь звучит призыв – придти всем труждающимся и обремененным к Иисусу и обрести своё успокоение, научиться Его кротости и смирению – и через это познать мир и покой.

Если соединить оба утверждения, неизбежен вопрос: получается, что – с позволения сказать – фундаментальным свойством Господа Бога, Творца всего мироздания, видимого материального и невидимого ангельского мира – является кротость? Смирение как неотъемлемая черта Божества? Но для многих – в том числе и слушавших Иисуса правоверных иудеев – это звучало просто как вызов! Смирение и кротость зачастую воспринимаются как слабость, характеристика человека робкого, неуверенного, пугливого, слабохарактерного. Но, с другой стороны, Христа назвать таким – просто язык не повернётся! О каких же смирении и кротости здесь идёт речь?

Чтобы разобраться, лучше подойти к вопросу с противоположной стороны. Антипод смирения – гордыня. Антипод кротости – наглость. Гордец всегда самодостаточен; он упивается сам собой, ему никто, кроме себя, любимого и исключительного, не нужен. Гордость потому и называют отцы «медной стеной» между Богом и человеком, что она изолирует человека от реальности, гордец – это совершенно закрытая система. Гордому Бог не нужен: он сам для себя – Божество, которому и служит.

Следствием гордости всегда будет наглость и дерзость – какие бы скрытые и извращённые формы они ни принимали. Наглец с лёгкостью переступает через любые нравственные, поведенческие и другие границы: ему всё нипочём. Он видит перед собой цель – и словно танк несётся напрополую, по головам, по жизням, переступая через любые условности. Он один знает, что и как надо. Единственное существо, которому он верит – это он сам.

Мы подходим к самому главному. Человеку гораздо легче представить Всемогущего Бога самовластным тираном, перед которым все трепещут, который всегда добивается своего. Но Тот Бог, Которого нам открывает Иисус – совершенно не таков! При всех Своих безграничных возможностях – не будем забывать, что Он – всё же Бог! – Господь постоянно проявляет бесконечную деликатность и кротость по отношению к каждому из нас. Ему ничего не мешает показать сразу же после нашего дурного поступка, кто здесь – Хозяин. Но Он – терпеливо молчит и ждёт. Мне кажется, родители подростков меня поймут лучше, чем другие. Когда ты видишь, как дурит, дерзит и самоуверенно ведёт себя эта недоросль, требуется бесконечное родительское смирение, кротость и любовь, чтобы не попасть в патологическую зависимость «дурной ребёнок – безупречный родитель». По-настоящему хороший родитель знает: именно в этом неадекватном состоянии обозлённости ребёнку как никогда требуется родительская поддержка, материнское тепло и отцовская мудрость. Ему и так очень плохо – но в этом он даже сам себе никогда не признается! – поэтому искренняя, ненавязчивая, уважительная родительская любовь для него – единственный спасительный мостик.

Но ведь по большому счёту перед лицом Божиим мы все – буйные и самовлюблённые подростки, бесконечно уверенные в собственной правоте, категоричные в суждениях, безапелляционно требующие праведности от других – и бесконечно прощающие себе собственные дурные поступки. И наш Бог – кроткий, смиренный, любящий Небесный Родитель – несёт нас сквозь ураганы жизни на кончиках пальцев как хрустальную вазу, нежную, хрупкую, бесценную.

Будем же, дорогие братья и сёстры, благодарны нашему Богу за то, что Он – кроткий и смиренный – и хотя бы немного станем Ему в этом подражать!

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (55 оценок, в среднем: 4,93 из 5)
Загрузка...