2017-06-27

Мф., 41 зач., XI, 16-20 (о. Стефан Домусчи)
Поделиться
5-1

Спас Вседержитель. XVIII в.

Мф., 41 зач., XI, 16-20 (о. Стефан Домусчи)

16 Но кому уподоблю род сей? Он подобен детям, которые сидят на улице и, обращаясь к своим товарищам,
17 говорят: мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам печальные песни, и вы не рыдали.
18 Ибо пришел Иоанн, ни ест, ни пьет; и говорят: в нем бес.
19 Пришел Сын Человеческий, ест и пьет; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам. И оправдана премудрость чадами ее.
20 Тогда начал Он укорять города, в которых наиболее явлено было сил Его, за то, что они не покаялись

Комментирует священник Стефан Домусчи.

Как Мы представляем себе Бога? Нередко как Того, Кто сотворил мир, создал в нём некоторые правила и теперь строго требует их исполнения. Иногда, как того-то, кто буквально силой подчиняет себе людей. Поэтому в речи верующих нередко проскакивают такие слова: «Это тебя Бог наказал», «Это тебе Бог послал за то или за это или другое»…

Однако, такие люди не задумываются, над тем, что Богу не нужна любовь из-под палки, что Он сотворил нас свободными и ждет нашего свободного обращения. Он всемогущ и может поставить человека в любые условия. Условия настолько тяжелые, что ему не останется ничего, кроме того, чтобы ходить по струнке. Но насилие глубоко противно Божественной природе. Он зовет человека ко спасению, и предлагает разные пути, разные формы, при сохранении содержания. Мы можем вспомнить множество святых, которые жили в разные эпохи, имели разные профессии и социальный статус; можем вспомнить богатого юношу, который подошел к Христу и спросил Его «Что мне сделать, чтобы наследовать жизнь вечную». Спаситель предложил ему три пути, каждый из которых мог привести его к цели.

Сегодня мы слышим, как Христос говорит о людях, которые не хотят идти ко спасению, капризно находя отговорки то одного, то другого рода. Они не хотели идти за Иоанном Крестителем, потому что путь строгой аскезы, который он являл собой, смущал их, и они видели в нем нечто совершенно богопротивное, подобное беснованию… Не хотели они идти и за Христом, потому что Он был не настолько аскетичен как им хотелось, ел и пил с мытарями и грешниками.

Но рассказывая об их капризах, Христос говорит нечто ценное и нам самим. Он показывает пути, по которым можно идти, к которым своим примером призывал Предтеча и Он Сам. Ведь оказывается, что дело не в воздержании или вкушении пищи, а в том, как это делать. Можно не есть и не пить и не любить людей, можно есть и пить и любить людей быть милостивым к слабым и немощным.

Многие и сегодня не понимают насколько важно видеть разницу между целью и средством. Многим верующим кажется, что настоящим и единственно верным путем к Богу является путь отречения от мира и его благ, но вот в сегодняшнем чтении Христос говорит о себе, что Он ест и пьет и общается с людьми… Все потому, что аскеза является средством, средством важным, но не самоценным.

Итак, приводя два таких разных по содержанию примера, Господь, с одной стороны показывает нам, что дело не в методе, а в цели. Сами по себе еда и питье чисты и нечистыми их делает чрезмерность и зависимость от них. Неслучайно один из древних святых говорил, что все в мире чисто, потому что все сотворил Бог; все, кроме наших помыслов. В отличие от всего сотворенного Богом, они таковы, какими мы их делаем.

Один призывал к аскезе, другой ел и пил и жил среди людей. В итоге оба пути могут привести к цели того, кто не ищет причин отказаться, но умеет видеть за внешним внутреннее, за воздержанием и вкушением видеть любовь. По какому бы пути не пошел человек, если он не просто тренирует волю и не просто ест и пьет, но стремится воплотить любовь Божью – он оказывается чадом премудрости.

Но кроме этого, приводя подобные примеры, Господь напоминает нам, чтобы и мы не уподоблялись иудеям, капризно требуя от церкви то одного, то другого, но искали бы в ней свой спасительный путь.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (86 оценок, в среднем: 4,86 из 5)
Загрузка...