2016-07-10

Мф., 18 зач., VI, 22-33.
Поделиться
9-13

Спас оплечный

Евангелие от Матфея, Глава 6, стихи 22-33.

22 Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло;
23 если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?
24 Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне*.
25 Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды?
26 Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?
27 Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?
28 И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут;
29 но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, ка́к всякая из них;
30 если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!
31 Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться?
32 потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом.
33 Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.

Ключевая мысль сегодняшнего чтения – отношения между личностью человека, материальным благосостоянием и Богом. В Своей проповеди Иисус подходит к этому вопросу с разных сторон. Сначала Он говорит о том, насколько важно иметь неискажённый, адекватный взгляд на происходящее вокруг. Кому придёт в голову посадить близорукого за руль автомобиля – без очков? Очевидно, что он и сам убьётся, и других погубит. Но зачастую мы в полной уверенности говорим: нет, ничего подобного, это вы неправильно видите, у меня просто такое особое зрение, я на мелочи не обращаю внимания, у меня стратегическое видение! А на самом деле – обычная близорукость. Поэтому прежде чем начинать куда бы то ни было двигаться, надо проверить зрение – насколько верно ты понимаешь цель, куда планируешь прибыть.

И далее Христос говорит о невозможности совмещать жизнь ради Бога и служение материальным благам. Еврейское слово «мамона» означало любой вид владения, обладания, включая не только имущество и деньги, но и наследство. Своими словами Спаситель разрушает давний шаблон, крепко засевший в сознании иудеев: ведь для них материальное благополучие было главным показателем Божественного благословения! Вот откуда эта страсть к стяжательству, выискиванию любой дополнительной копейки – которая у других народов вызывала и вызывает по сей день иронию и насмешки! На самом деле твой настоящий Бог только тот, кому ты постоянно служишь, о чем постоянно думаешь, чему больше всего радуешься. Образ господина и раба был вполне понятен современникам Иисуса: ведь раб не был свободной личностью, он воспринимался как живая вещь, целиком, без остатка принадлежавшая хозяину. У него не было, да и не могло быть, какого-то свободного времени для себя самого или кого-то другого. Если он начинал заниматься чем-то другим – значит, он переставал служить своему господину. Христос обличает незаметную подмену понятий, которая произошла в еврейском народе: вы думаете, что заботясь о стяжании житейских благ, тем самым служите Богу? Ничего подобного! Вы служите своему кошельку – и он для вас – божество. Не лгите сами себе!

Обострив таким образом проблему, Спаситель указывает  на единственно правильный выход: предоставить Богу простор действовать в жизни каждого человека. Не надо навязывать Богу своё, человеческое представление о том, что и как должно происходить в жизни. Надо учиться быть не упёртыми и надменными в своей непреклонности коммерсантами, а чуткими соработниками Богу – то есть воспринимать приходящие к нам земные блага не как самоцель, и не как «естественный результат наших неимоверных усилий», а как дар Божий, как Его собственность, лишь на время – короткое время! – вверенную нам. Для подтверждения Своей мысли Иисус приводит образ птиц и полевых лилий: которые просто живут, без суеты и беспокойства завтрашним днём – и Бог их и кормит, и украшает. Страх потери материального благополучия свидетельствует о глубинном неверии Богу, об отсутствии живой связи с Ним – именно это характерно язычникам, но никак не избранникам Божиим. Язычники потому и суетятся, погружаясь с головой в земные заботы – у них нет Живого Бога, всё религиозное для них – нечто мысленное, далёкое, мало связанное с жизнью «здесь и сейчас». Они забывают простую истину: Бог не даст – сам не возьмёшь!

Сегодня в Евангелии Спаситель каждого из нас призывает сместить фокус зрения нашей души с временного и преходящего на вечное и подлинное. Только так мы сможем перестать быть «близорукими» и увидеть происходящее в нашей жизни в ином свете – с Божией точки зрения!

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (39 оценок, в среднем: 4,97 из 5)
Загрузка...