2017-06-17

Мф., VII, 1-8 (иером. Феоктист Игумнов)
Поделиться

207Мф., VII, 1-8 (иером. Феоктист Игумнов)

1 Не судите, да не судимы будете,
2 ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить.
3 И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?
4 Или как скажешь брату твоему: “дай, я выну сучок из глаза твоего”, а вот, в твоем глазе бревно?
5 Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.
6 Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас.
7 Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам;
8 ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.

Комментирует иеромонах Феоктист Игумнов.

Про нелепость, глупость и пагубность осуждения сказано очень много. История буквально усеяна потрясающими примерами неправильных суждений; их столь много, что, казалось бы, уже одно это может послужить предостережением против осуждения. Господь Иисус Христос не был первым из тех, кто учил своих последователей воздерживаться от скоропалительных выводов. Ветхозаветные раввины неоднократно предостерегали людей от того, чтобы они не судили других. «Кто благосклонно судит своего соседа, — говорили они, — того благосклонно будет судить Бог». Они утверждали, что есть шесть добрых дел, которые приносят человеку несомненную пользу в этом мире и благосклонность Бога в мире грядущем. Это учение, посещение больных, гостеприимство, молитва, обучение детей закону Божиему и создание самого хорошего мнения о других людях. Ветхозаветные иудеи знали, что мягкость в суждении — это священный долг.

Едва ли есть человек, который не был бы повинен в том, что он кого-то неправильно осудил, и едва ли есть такой человек, который бы не пострадал от неправильного суждения. И, тем не менее, совершенно очевидно, что навряд ли есть ещё одна заповедь Христа Спасителя, которая нарушается с такой регулярностью, лёгкостью и повсеместностью. Один из современных комментаторов Священного Писания Нового Завета приводит совершенно замечательную историю о том, каким нелепым и смешным может быть осуждение, он пишет, что «во время Второй мировой войны один английский офицер военно-воздушных сил получил из рук королевы награду за храбрость. Сменив форму на гражданскую одежду, он отправился с приятелем отметить это в одном известном лондонском ресторане, где к ним подошла какая-то молодая девушка и вручила каждому белое перо — знак отличия за трусость».

Нет такого человека, который сам был бы достаточно хорош, чтобы судить другого человека. Господь Иисус Христос рисует яркую картину человека, который вознамерился вынуть сучек из глаза брата своего, тогда как у него само бревно в глазу. Сама эта картина настолько забавна, что, как кажется, заложенный в ней урок должен достигнуть своей цели. Лишь безупречные в своём поведении люди могут искать ошибки у других. Человек лишь тогда может критиковать то, что делает другой, если он сам может сделать это лучше. В любом сообществе есть люди, которые готовы критиковать все со своего места, но при этом они и не думают, чтобы самим взяться за дело. Мир полон людей, требующих для себя абсолютного права критиковать, но не делающих ничего. Но Христос Спаситель ясно говорит, что человек не имеет права критиковать других, если он сам не готов встать на их место и жить их жизнью. У каждого из нас достаточно забот по выправлению своей жизни, и потому не стоит пытаться строго исправлять жизнь других. Хорошо, если каждый сосредоточит свои усилия на своих собственных недостатках и оставит Богу судить о недостатках других.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (64 оценок, в среднем: 4,92 из 5)
Загрузка...