2017-06-16

Мф., 31 зач., IX, 14-17 (иером. Феоктист Игумнов)
Поделиться
75001

Собор 12 апостолов. Христос Пантократор.

Мф., IX, 14-17 (иером. Феоктист Игумнов)

14 Тогда приходят к Нему ученики Иоанновы и говорят: почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся?
15 И сказал им Иисус: могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься.
16 И никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани, ибо вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже.
17 Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают, но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое.

 

 

Комментирует иеромонах Феоктист Игумнов.

Тема поста, если судить по количеству книг на эту тему в книжных церковных лавках и по количеству тематических поисковых запросов в Интернете, одна из самых популярных тем у современных христиан. Но при этом самый важный вопрос, самая значимая проблема, которая тревожит наши умы не имеет отношения к посту. Потому что её можно сформулировать как вопрос: что мне сделать для того, чтобы не поститься, но при этом чтобы, все же, пост был Богом «засчитан»? Можно попытаться придумать и иные формулировки, но другими они будут лишь по способу выражения мысли, а не по её содержанию.

Вопрос о том, как благочестиво уклониться от поста вполне закономерен. Он проистекает из несоответствия внутреннего и внешнего. Внешний пост, по мысли Христа Спасителя, должен быть отражением внутреннего состояния человека, отражением состояния его души. Строгость внешнего подвига должна соответствовать обновлению внутренних сил духа. Именно поэтому не может быть какого-то единого устава поста для всех христиан. Постный устав и мера поста исключительно индивидуальны, зависят они не столько от физического состояния человека, его здоровья и возраста, сколько от силы духа и того, что в святоотеческой письменности называется ревностью о Боге, то есть стремлением к подвигу. Святитель Феофан Затворник предупреждал, что если увлечься подражанием кому бы то ни было и воспроизведением в своей жизни чужих подвигов и чужих уставов, то от такого подвижничества не будет никакой пользы. Напротив, это приведёт в конечном итоге к разочарованию и к оставлению всякого подвига. К мысли, что это все «не работает», что это не для меня. Но есть некое представление о приличии, и оно подталкивает к поиску выхода из этой малоприятной ситуации, а именно к чтению книг о вкусной, здоровой и калорийной постной пище. Попытка «натянуть» на самого себя «одеяло» чужого постного устава подобна евангельскому пришиванию заплаты из новой ткани к старой одежде. Такое одеяльце окажется не способным уберечь от холода, оно либо порвётся само, либо совсем заморозит того, кто вздумает под ним укрываться. Конечно, это не означает, что мы должны стараться избегать всякой строгости в отношении самих себя, это значит, что строгость должна выстраиваться в строгом порядке. Задача любого христианина сделать так, чтобы потребность в аскезе и внимательном отношении к своей жизни шла изнутри, а не была чем-то внешним по отношению к нам. Если же пост мотивирован лишь внешними факторами, то он будет гнетом, польза которого весьма сомнительна, а вот вред вполне очевиден.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (73 оценок, в среднем: 4,97 из 5)
Загрузка...