2017-06-14

Мф., 23 зач., VII, 21-23 (иером. Феоктист Игумнов)
Поделиться
137-5

Церковь Христова.

Мф., VII, 21-23 (иером. Феоктист Игумнов)

21 Не всякий, говорящий Мне: “Господи! Господи!”, войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного.
22 Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?
23 И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие.

 

 

 

Комментирует иеромонах Феоктист Игумнов.

Совсем недавно Церковь вспоминала удивительную историю исцеления Господом Иисусом Христом слепорождённого человека. Господь исцелил слепого в субботу и этот факт был серьезным вызовом для современников: если человек не хранит субботу, то можно ли назвать его праведником? Но если он не праведник, то каким образом он творит чудеса? Ведь никто не станет спорить с тем, что святость и праведность — необходимые условия для совершения столь масштабных чудес. В том евангельском рассказе ответ прост и очевиден, он заключён в понимании заповеди о почитании субботы, которую неверно толковали оппоненты Христа Спасителя, суббота — особый день богопочитания и, как следствие, не только молитвы, но и любого другого доброго дела, в том числе и помощи тем, кому она необходима. Сегодня же мы слышим слова Христа, которые прямо говорят о том, что, оказывается, можно пророчествовать, изгонять бесов, творить чудеса и при этом быть в глазах Бога беззаконником, человеком нечестивым и грешным, человеком далёким от праведности. Возникает вполне естественный вопрос: почему в одном Евангелии делается акцент на невозможности чудотворения человеком, который лишён праведности, а другое Евангелие не только допускает такую возможность, но и говорит о ней как о чем-то вполне обычном и естественном? Нет ли здесь противоречия между двумя евангельскими рассказами?

Ответ кроется в понимании того, что называют чудом. И здесь нам необходимо вспомнить, что мир древнего человека был наполнен чудесами, они были вполне обычным делом. Обыденность чудес была следствием обыденности болезни и представлением о причине болезни как о прямом воздействии темных сил на человека. Причем абсолютно любая болезнь воспринималась как вмешательство в жизнь человека темных духов. А раз так, то и исцеление производилось путем изгнания злых духов. И потому, что корни очень многих болезней лежали в психике человека, следовательно, и причина многих исцелений кроется там же. Если человек сумел убедить или обмануть себя, что в нем поселился нечистый дух, и что этот дух получил власть над ним, то этот человек, несомненно, заболевал. А если кто-нибудь мог убедить его в том, что власть темной силы сломлена, то человек излечивался. И при этом не так уж важно, была ли болезнь вызвана внушением или же в самом она была проявлением темных сил.

Интересно, что Церковь никогда не отрицала языческие чудеса. В ответ на евангельские чудеса Господа Иисуса Христа древнеримский автор-энциклопедист Авл Корнелий Цельс приводил чудеса, которые приписывались Эскулапу или же Аполлону. Отвечавший на эти доводы раннехристианский богослов и философ Ориген и не подумал отрицать сам факт существования языческих чудес исцеления, он писал: «Сама по себе такая целительная сила ни добрая, ни злая, но доступна как безбожным, так и честным людям» (Ориген: «Против Цельса» 3,22). Но одно дело изгнание злых духов и феноменальная убедительность, которая вовсе никак не связана с праведностью и совсем иное — исцеление человека, у которого от рождения не было глаз. Можно научиться быть убедительным, можно действовать так, как действовали заклинатели в книге Деяний святых апостолов, которые прибавляли к своему обычному заклинанию имя Господа Иисуса Христа, и таким образом изгоняли злых духов (Деян. 19,13). Вне всякого сомнения, результат такого рода действий способен впечатлить. Но он не способен приблизить к Богу и не способен привести человека к вожделенному Царству Христову.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (78 оценок, в среднем: 4,87 из 5)
Загрузка...