2016-06-21

Мф., 10 зач., IV, 25 - V, 13.
Поделиться
350px-IkonaZapovediBlazhenGIM

Заповеди блаженства

Евангелие от Матфея, Глава 4, стих 25, Глава 5, стихи 1-13.

25 И следовало за Ним множество народа из Галилеи и Десятиградия, и Иерусалима, и Иудеи, и из-за Иордана.

ГЛАВА 5.

1 Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его.
2 И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря:
3 Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
4 Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
5 Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
6 Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
7 Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
8 Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
9 Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
10 Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
11 Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.
12 Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.
13 Вы – соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям.

Комментирует иеромонах Феоктист Игумнов.

Церковь, основываясь на только что услышанных нами словах Господа Иисуса Христа и многовековом опыте Своих святых утверждает, что существует некая чёткая последовательность восхождения к святости и, следовательно, к Богу. Церковь говорит, что невозможно стать гонимым за Имя Христово, если, к примеру, ты не стал миротворцем. А стать миротворцем невозможно без кротости. Невозможно оказаться на верхней ступени, не пройдя нижние. Невозможно проехать на лифте сразу на верхний этаж, христианская лестница восхождения к Богу не подразумевает наличия лифтов и эскалаторов. Лестницу восхождения к Богу необходимо самостоятельно пройти от первой ступени до последней. Конечно, скорость восхождения может сильно разниться. История Церкви знает самые разные примеры скорости достижения верхних ступеней лестницы Христовых заповедей. К примеру, житие преподобного Симеона Столпника говорит, что преподобный Симеон начал своё христианское восхождение будучи тринадцатилетним мальчиком. Его аскетические подвиги удивляли современников и вместе с удивлением они вызывали сомнение в том, Бог ли источник и причина этой аскезы. Рассказывают, что для проверки к преподобному Симеону были посланы старшие монахи с повелением сойти с места, то есть оставить подвиг. И преподобный Симеон послушал старших. Тем самым он показал, что низшие ступени духовного восхождения им уже пройдены, что он имеет кротость и чистоту, что он стал миротворцем.

Если вдруг в какой-то момент нам начинает казаться, что мы подвизаемся за правду и потому бываем гонимы, что те напасти, которым мы подвергаемся, происходят во имя Христово, то стоит себя проверить: а не проломились ли подо мной ступеньки, есть ли во мне кротость? Слышу ли я и слушаю ли окружающих? И свободно ли моё сердце от нечистых, скверных и страстных движений?

И если ответ на хотя бы один из этих вопросов будет отрицательным, то, увы, гонения и напасти не имеют отношения ко Христу и Его правде, они всего лишь следствие нашей неуживчивости и, подчас, глухоты. А раз так, то стоит переключить все своё внимание на самую первую ступень восхождения — на нищету духовную, которая есть очень непростое умение не мыслить о себе много и видеть свою неправду.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (44 оценок, в среднем: 4,91 из 5)
Загрузка...