2017-05-15

Ин., 32 зач., VIII, 42-51 (о. Стефан Домусчи)
Поделиться
4-22

Спас Вседержитель. XIX в.

Ин., VIII, 42-51 (о. Стефан Домусчи)

42 Иисус сказал им: если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшел и пришел; ибо Я не Сам от Себя пришел, но Он послал Меня.
43 Почему вы не понимаете речи Моей? Потому что не можете слышать слова Моего.
44 Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи.
45 А как Я истину говорю, то не верите Мне.
46 Кто из вас обличит Меня в неправде? Если же Я говорю истину, почему вы не верите Мне?
47 Кто от Бога, тот слушает слова Божии. Вы потому не слушаете, что вы не от Бога.
48 На это Иудеи отвечали и сказали Ему: не правду ли мы говорим, что Ты Самарянин и что бес в Тебе?
49 Иисус отвечал: во Мне беса нет; но Я чту Отца Моего, а вы бесчестите Меня.
50 Впрочем Я не ищу Моей славы: есть Ищущий и Судящий.
51 Истинно, истинно говорю вам: кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек.

Комментирует священник Стефан Домусчи.

Жизнь человека протекает как бы в двух планах: личном и общественном. И если в прежние времена общество часто навязывало человеку не только общие правила, но и то, как именно он должен вести себя в честной жизни, что любить, от чего отвращаться… Современное общество, напротив, идеализирует свободу его мнений, позволяет ему любить и не любить по собственному желанию, только бы его вкус не мешал другому человеку или обществу. Попытки навязать человеку свой вкус, свои приоритеты выглядит как посягательство на его свободу. Тем более, когда речь идет о любви. Ведь человек воспринимает любовь как то, что от него не зависит, что с ним случается. Существует множество историй о том, что человек может быть и не хотел бы любить, но любит и ничего не может с собой поделать. И напротив, хотел бы любить кого-то, но этот человек не вызывает у него ничего кроме антипатии. Не случайно существует пословица: сердцу не прикажешь. А ведь любовь происходит именно из сердце.

Однако в сегодняшнем чтении мы слышим странные, на первый взгляд, слова Спасителя: «Если бы Бог был ваш Отец, то вы любили бы Меня». Если бы речь шла об обычном отце, сына которого мы были бы обязаны любить, если любим его самого, то фраза эта была бы неправомерна. Любовь к одному человеку, совсем не обязывает нас любить другого. Это выглядит как принуждение к любви. Но на самом ли деле любовь – это лишь то, что с нами случается? Или человек может стать хозяином своего сердца?

На самом деле, когда говорят о невынужденности любви, чаще всего имеют ввиду влюбленность, то чувство, которое человек действительно не может до конца себе подчинить. Но когда речь идет о любви, которая не только чувство, но и сознательное действие, мы уже можем говорить в категориях не только возможности, но и в категории обязанностей. По крайней мере это так, с религиозной точки зрения.

Дело в том, что человек сотворен Богом и его существование предполагает соблюдение нескольких условий. Например он должен дышать воздухом, такова его природа. Может ли человеку не нравиться кислород? Может ли он сказать, что ему больше нравится дышать водородом или углекислым газом? Сам вопрос кажется абсурдным, ведь иначе он просто не может.

Другое дело, когда речь идет о любви. Человек, как сотворенный по образу Божьему, действительно сотворен для любви. Для любви к Богу и людям. Любовь для него естественна, только в любви, как в жертвенном и сознательном чувстве дарения себя Другому, он находит счастье. Но так как в современном своем состоянии он поражен грехом и все силы его души разобщены, любить другого для него оказывается очень трудно. Легким в таком разобщенном состоянии для него оказывается только эгоистическая любовь к себе.

Иными словами, истина о человеке, которую выражает Христос в сегодняшнем чтении довольно проста: тот, кто свободно избирает веру в Бога и считает Его своим Отцом, должен принять так же и истину о человеке, о том, что любовь к Богу и ближнему – естественна для него настолько же, насколько естественно для него дышать кислородом. Тот, кто говорит, что любит Бога, этими самыми словами обязывает себя к внутреннему воспитанию, к тому, чтобы в свете Божественной любви любить все, что с Богом связано, все, что от Него исходит.

Человек, конечно, может не любить другого, это его право, право подчиняться греху в себе, и не подчинять себя истине. Но тогда он должен быть честен не только с собой, но и с Богом, которого он называет своим Небесным Отцом.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (93 оценок, в среднем: 4,94 из 5)
Загрузка...