2016-05-29

Ин., 12 зач., IV, 5-42.
Поделиться
0_59727_6173f6e2_XL

Иисус и самаритянка

Евангелие от Иоанна, Глава 4, стихи 5-42.

5 Итак приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу.
6 Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа.
7 Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить.
8 Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи.
9 Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются.
10 Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую.
11 Женщина говорит Ему: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая?
12 Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его?
13 Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять,
14 а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную.
15 Женщина говорит Ему: господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать.
16 Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда.
17 Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа,
18 ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала.
19 Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк.
20 Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме.
21 Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу.
22 Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев.
23 Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе.
24 Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине.
25 Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все.
26 Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою.
27 В это время пришли ученики Его, и удивились, что Он разговаривал с женщиною; однако ж ни один не сказал: чего Ты требуешь? или: о чем говоришь с нею?
28 Тогда женщина оставила водонос свой и пошла в город, и говорит людям:
29 пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос?
30 Они вышли из города и пошли к Нему.
31 Между тем ученики просили Его, говоря: Равви́! ешь.
32 Но Он сказал им: у Меня есть пища, которой вы не знаете.
33 Посему ученики говорили между собою: разве кто принес Ему есть?
34 Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его.
35 Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве.
36 Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут,
37 ибо в этом случае справедливо изречение: один сеет, а другой жнет.
38 Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их.
39 И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала.
40 И потому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня.
41 И еще большее число уверовали по Его слову.
42 А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос.

Комментирует протоиерей Павел Великанов:

Повествование настолько насыщенное и динамичное, что надо всего лишь обозначить несколько акцентов – чтобы этот эпизод из  жизни Христа Спасителя раскрылся ещё ярче.

Первое: для любого иудея – самаряне – хуже, чем иноверцы: они потеряли чистоту крови, вступая в запрещённые Законом браки с ассирийцами, вавилонянами и другими врагами еврейского  народа – и тем самым были просто вычеркнуты из числа колен Израиля. В отличие от иудеев, тоже уведённым в Вавилонский плен, самаряне ассимилировались с захватчиками и поэтому им было категорически отказано участвовать в восстановлении Иерусалимского храма. Строительство альтернативного храма на горе Гаризим в центре Самарии ещё больше отдалило самарян от иудеев, и вражда превратилась в откровенную ненависть с ярко выраженным религиозным подтекстом.

Второе – заговорить раввину с женщиной в публичном месте – конец его репутации. А если добавить сюда, что эта женщина – неоднократно переступавшая закон Моисея о браке – то есть откровенная грешница – ситуация еще более усугубляется.

Третье – в ходе разговора Иисус постепенно, очень изящно, переводит разговор с женщиной от житейских вопросов к высоким, духовным. Вначале Иисус озадачивает женщину самим фактом обращения к ней – неслыханном для иудея поступке! Затем вводит её в полное недоумение, когда говорит, что у Него есть источник «воды живой» – то есть не стоящей, как в колодце, а текущей, проточной воды. Далее возмущению женщины уже нет предела: она говорит Иисусу – да кто ты такой, если наш праотец Иаков дал нам этот колодец со стоячей водой – как ты можешь дать чистую речную воду – ты что, сильнее Иакова? На предложение Иисуса дать ей такой воды, какая утолит жажду навсегда, женщина, как бы подыгрывая этому странному встречному, говорит: «А давай! вот здорово-то будет – вообще на колодец ходить не придётся!» И тут Иисус одной фразой сбрасывает с неё весь её задор: «Лучше сходи-ка за своим мужем!» Эти, казалось бы, простые слова оказываются для неё словно ледяной душ – выводя на поверхность её распущенность и непостоянство. До неё вдруг доходит, что перед ней – не какой-то сумасшедший, как это ей представлялось ранее – а особенный человек, человек Божий, обладающий пророческим даром. И что же эта застигнутая врасплох женщина, с вскрывшимся гнойником её души, делает? Она задаёт вдруг самый что ни на есть богословский вопрос – ключевой вопрос для её народа: а где правда, где истина – у вас, иудеев, в Иерусалиме – или же здесь, у нас дома? Ведь самарянка была воспитана в традиции глубокого почтения к Хоразину и полном презрении к Иерусалиму. Она понимает, что её грехи требуют искупления, требуют жертвы – но где же настоящая жертва, которая в силах омыть её грехи – в Иерусалиме или же здесь? Где пребывает настоящий Бог – Который только Один и в силах очистить её скверну?

Ответ Иисуса – это новая страница в истории отношений между человеком и Богом. Нет никакой разницы, где служить Богу – если служить Ему правильно. Подлинное поклонение не в форме, а в содержании. Не место, а состояние определяют суть этого поклонения. Бог есть Дух – значит, не материальное, вещественное здесь первично, а духовное – то, что никак не связано ни с местом, ни со временем. Поклонение в духе и истине – вот что имеет значение. Услышав эти слова, самарянка с печалью говорит: да, я в курсе, что когда придёт Мессия, Он всё это нам подробно объяснит – но когда это будет? И тут Иисус, впервые за всё время, не скрываясь,  говорит самарянке: Мессия – это я, разговаривающий с тобой! Мы с тобой не просто рассуждаем о высоких истинах, Сама Истина здесь, перед тобой!..

Не будем рассказывать, как женщина побежала в селение, привела народ, как подошли изумлённые ученики – сосредоточим внимание на очевидном факте: Иисус объявил Себя Мессией не перед толпами народа, жаждавшими этого признания, даже не перед Своими учениками – а перед простой, погрязшей в грехах женщиной, враждебной веры, из народности предателей. Иисус переступает через внешние шаблоны – потому, что видит перед собой живого человека, видит его жажду истинного Бога, жажду очищения души, жажду правды. И для Него это – самое главное. Всё остальное – существенного значения не имеет.

Вот о чём мы должны помнить – когда в душе поднимается волна гнева на «понаехавших сюда», «лиц неславянской национальности», и всех тех, кто не вписывается в наши шаблоны. Не будем забывать случай с самарянкой – и то, как к ней отнёсся Сам Господь.

 

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (34 оценок, в среднем: 4,79 из 5)
Загрузка...