2017-05-14

Ин., 12 зач., IV, 5-42 (о. Стефан Домусчи)
Поделиться
0_59727_6173f6e2_XL

Иисус и самаритянка

Ин., IV, 5-42 (о. Стефан Домусчи)

5 Итак приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу.
6 Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа.
7 Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить.
8 Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи.
9 Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются.
10 Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую.
11 Женщина говорит Ему: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая?
12 Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его?
13 Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять,
14 а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную.
15 Женщина говорит Ему: господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать.
16 Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда.
17 Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа,
18 ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала.
19 Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк.
20 Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме.
21 Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу.
22 Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев.
23 Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе.
24 Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине.
25 Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все.
26 Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою.
27 В это время пришли ученики Его, и удивились, что Он разговаривал с женщиною; однако ж ни один не сказал: чего Ты требуешь? или: о чем говоришь с нею?
28 Тогда женщина оставила водонос свой и пошла в город, и говорит людям:
29 пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос?
30 Они вышли из города и пошли к Нему.
31 Между тем ученики просили Его, говоря: Равви́! ешь.
32 Но Он сказал им: у Меня есть пища, которой вы не знаете.
33 Посему ученики говорили между собою: разве кто принес Ему есть?
34 Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его.
35 Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве.
36 Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут,
37 ибо в этом случае справедливо изречение: один сеет, а другой жнет.
38 Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их.
39 И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала.
40 И потому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня.
41 И еще большее число уверовали по Его слову.
42 А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос.

Комментирует священник Стефан Домусчи.

Слушая историю о встрече Христа с самарянкой, не перестаешь удивляться ее открытости. Причем это относится ко всем людям вообще, ведь несмотря на суету нашего времени, на то, что наш век совсем иной, многие люди, искренне расположены к разговору о Боге и спасении. Человек удивительно устроен, он может очень долго отдаляться от Бога, может уходить от Него всю свою жизнь, а вернуться в одно мгновение.

Из Евангелий мы знаем, что самаряне жили иначе, чем иудеи, и были с ними во вражде. Но вот приходит Христос, и они сразу открываются Ему. Это говорит нам нечто очень важное не только о самарянах, но и о тех, кто живет вокруг нас.

В сегодняшнем чтении Христос показывает нам удивительный пример того, как можно общаясь с человеком, наставить его на путь веры. При этом важно, что Он начинает не с обличения и не говорит женщине, какая она грешница. В действительности в ней есть нечто, что может быть не заметно с первого взгляда, но что говорит о том, что для нее не все потеряно. Дело в том, что она приходит к колодцу в полдень, то есть тогда, когда никто другой к колодцу не ходит, т.к. палящее солнце находится в зените. Почему она так поступает? Вероятнее всего потому, что она стыдится людей и избегает их: она живет уже с пятым сожителем. Это безнравственно, потому что она не просто не может найти мужа, а не делает никакого усилия для созидания подлинной любви к одному человеку. Это, по-своему, сложно, ведь предполагает несение тягот другого.

И вот в этой самарянке единственное, что осталось, – это стыд перед людьми. И Господь знает, кто она, но ничего не говорит, Он просто просит напиться и этим располагает ее к себе. Поразительно, как она, прибежав к своим соплеменникам, говорит: «Я встретила человека, который сказал мне все, что я сделала». За свою жизнь она несомненно сделала и нечто хорошее, но, судя по этим словам, сводила свою жизнь к чему- то одному, что мучило ее. Когда мы говорим о грехе осуждения, это не значит, что если мы какой-то поступок считаем плохим, то сводим всего человека к его поступку. Когда мы говорим, что человек украл, мы констатируем факт, но когда мы говорим, что человек – вор, это значит, что он для нас больше не человек, а вор. Эта женщина ощущала себя именно такой, что вся ее жизнь испорчена, омрачена, буквально уничтожена этим грехом. Она могла быть матерью, соседкой, дочерью, но она, в первую очередь, ощущала себя грешницей. Она чувствовала, что ее грех нивелирует все другие жизненные отношения. Господь ей прямо все это говорит, так что можно сказать, что он надавил на ее болевую точку. Сегодня многие сказали бы, что это – манипуляция, но Христос не пытается играть на ее слабости, не обращает ее слабости к Своей выгоде. Он видит ее душу, которая покрыта корой, и в которой есть одно только место, чтобы зацепиться и заговорить о самом главном. И Он это делает. Мы видим, что она сразу же открывается и говорит: «Нет у меня мужа». Она признает, что так и не научилась любить по-настоящему и Христос хвалит ее за эту искренность. После этих слов оказывается возможен дальнейший диалог, возможен настоящий, серьезный разговор о вере, о поклонении, о том, что приходит время, когда внешние способы молитвы отходят на второй план.

Казалось бы, перед нами далекая от норм веры и нравственности женщина, которая и в своих мужьях-то разобраться не может… Нужны ли ей все эти разговоры…? Многие современные верующие сказали бы, что не нужны… Но только Господь коснулся ее сердца и она задает вопрос, как молиться по-настоящему, как верить… Мы видим, что ее вдруг интересуют самые важные вещи. Смотря на окружающих, которые может быть мало интересуются верой, мало стремятся к Богу… Спросим себя, что сделали мы, чтобы помочь им увидеть Божью любовь? Попытались ли мы, без обличений и осуждений поговорить с ними так, как Христос поговорил с Самарянкой. Поговорить так, чтобы и им стали интересны ответы на самые важные вопросы.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (68 оценок, в среднем: 4,85 из 5)
Загрузка...