2017-05-04

Ин., 22 зач., VI, 40-44 (о. Феоктист Игумнов)
Поделиться
5-17

Спас Вседержитель

Ин., VI, 40-44 (о. Феоктист Игумнов)

40 Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день.
41 Возроптали на Него Иудеи за то, что Он сказал: Я есмь хлеб, сшедший с небес.
42 И говорили: не Иисус ли это, сын Иосифов, Которого отца и Мать мы знаем? Как же говорит Он: Я сшел с небес?
43 Иисус сказал им в ответ: не ропщите между собою.
44 Никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня; и Я воскрешу его в последний день.

Комментирует иеромонах Феоктист Игумнов.

Только что мы снова услышали, что Христос на прямой вопрос отвечает загадочной фразой. Настолько загадочной, что она послужила ещё большим соблазном и вызвала ещё большие недоумения. Он говорит, что никто не может прийти к Нему, если не привлечёт его Отец, пославший Христа. В истории Церкви были люди, которые откололись от неё по причине неправильного понимания этих слов. Если никто не может прийти ко Христу, если не будет привлечён Отцом, то, по их мнению, получается, что от нас ничего не зависит. Ни вера, ни перспектива воскрешения. А раз так, что можно и не волноваться, ведь невозможно ничего изменить. Жаловаться тут бесполезно, жалобы в таком случае ничем не отличаются от жалоб на погоду. Злиться тоже, ведь нет ничего глупее злобы на ветер или на снег. Они есть и с ними ничего не поделать.

Ошибка здесь заключается в том, что Бог привлекает всех. Абсолютно всех. Но не все откликаются на этот призыв. Более того, не все его способны слышать. Не потому что глухи от природы и не потому, что призыв Бога слишком тихий. Церковные толкователи говорят, что причина в свободе человека, в том, что Бог не действует механически и не действует против воли. Он призывает всех, но откликаются на этот призыв далеко не все. В других местах Евангелия Христос раскрывает причины, которые лишают человека способности слышать и откликаться. Этих причин не так много и все их можно свести к банальному страху, не только каких-то гонений, но, чаще всего, к страху что-то изменить, о чем-то подумать, выйти за пределы привычного мира. Этот страх может проявляться по-разному. Вспоминается одна женщина, которая говорила, что не может не осуждать не потому, что она сама тяготеет к осуждению, а потому что этого требуют приличия, требует то общество, в котором она вращается и она боится «отбиться от коллектива», боится, что подруги ее не поймут и перестанут с ней общаться. Впрочем, эта женщина, несмотря на всю нелогичность своего поведения с евангельской точки зрения, хотя бы ощущает неестественность положения, в которое попала. Абсолютному же большинству хорошо и так, эти люди понимают, что если они впустят Бога в свою жизнь, то возникнет множество вопросов, на которые надо будет как-то отвечать, надо будет что-то менять, скорее всего, жизнь перестанет быть понятной и уютной. Но несмотря ни на что, Бог продолжает призывать этих людей. Через собственные их болезни, через переживание о близких, через какие-то неурядицы. Но и в этом случае человек способен отказаться реагировать на призыв Бога. Думаю, любому знакомы истории, когда человек находится в ужасном состоянии, при смерти, но не может смириться и принять главенство Бога над собой. Блаженный Августин описывает образ действия Бога такими словами: «Он действует здесь не так, чтобы люди не хотя веровали, что невозможно, а так, чтобы из не хотящих они стали хотящими веровать». Получается, что от нас требуется самое малое: всего лишь захотеть поверить. А дальше будет действовать Бог, а не мы.

 

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (79 оценок, в среднем: 4,89 из 5)
Загрузка...