2017-04-18

Лк., 113 зач., XXIV, 12-35 (о. Дмитрий Барицкий)
Поделиться
00432ch

Явление воскресшего Иисуса Христа двум ученикам

Лк., XXIV, 12-35 (о. Дмитрий Барицкий)

12 Но Петр, встав, побежал ко гробу и, наклонившись, увидел только пелены лежащие, и пошел назад, дивясь сам в себе происшедшему.
13 В тот же день двое из них шли в селение, отстоящее стадий на шестьдесят от Иерусалима, называемое Эммаус;
14 и разговаривали между собою о всех сих событиях.
15 И когда они разговаривали и рассуждали между собою, и Сам Иисус, приблизившись, пошел с ними.
16 Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его.
17 Он же сказал им: о чем это вы, идя, рассуждаете между собою, и отчего вы печальны?
18 Один из них, именем Клеопа, сказал Ему в ответ: неужели Ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь о происшедшем в нем в эти дни?
19 И сказал им: о чем? Они сказали Ему: что было с Иисусом Назарянином, Который был пророк, сильный в деле и слове пред Богом и всем народом;
20 как предали Его первосвященники и начальники наши для осуждения на смерть и распяли Его.
21 А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля; но со всем тем, уже третий день ныне, как это произошло.
22 Но и некоторые женщины из наших изумили нас: они были рано у гроба
23 и не нашли тела Его и, придя, сказывали, что они видели и явление Ангелов, которые говорят, что Он жив.
24 И пошли некоторые из наших ко гробу и нашли так, как и женщины говорили, но Его не видели.
25 Тогда Он сказал им: о, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки!
26 Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою?
27 И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании.
28 И приблизились они к тому селению, в которое шли; и Он показывал им вид, что хочет идти далее.
29 Но они удерживали Его, говоря: останься с нами, потому что день уже склонился к вечеру. И Он вошел и остался с ними.
30 И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им.
31 Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них.
32 И они сказали друг другу: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание?
33 И, встав в тот же час, возвратились в Иерусалим и нашли вместе одиннадцать Апостолов и бывших с ними,
34 которые говорили, что Господь истинно воскрес и явился Симону.
35 И они рассказывали о происшедшем на пути, и как Он был узнан ими в преломлении хлеба.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Отрывок, который мы услышали сегодня, начинается с эпизода, произошедшего у гроба Спасителя. Апостол Петр не может найти в нем тело Своего Учителя. Настроение подавленности и разочарования, которые терзали его с момента смерти Христа, сменяются недоумением. В нем начинает теплиться надежда: а, вдруг, Он и вправду воскрес, как говорил? Те же самые настроения мы видим и у двух других учеников Иисуса, которые идут в Эммаус. Подобно Петру и всем другим апостолам последние два дня они переживали сущий кошмар. Все их мечты, надежды, упования, связанные с Мессией, установлением Его царства, в одно мгновение рухнули на Голгофе. Но теперь, как и апостол, Петр они обескуражены. Ведь начинают распространяться слухи, что Учителя видели живым. Как апостол Петр они недоумевают, не знают, что думать, чему верить. Это тяжкое, смутное состояние неопределенности.

То, что происходит дальше, очень важно. Апостол Лука описывает нам, как к ним вновь возвращается вера. Под видом другого человека к ним приходит Сам Господь и лично начинает объяснять пророчества из Священного Писания. Эти пророчества прямо указывают, что Он должен был пострадать и умереть. Они же говорят, что Он должен воскреснуть. Так Спаситель старается раздуть в них погасший огонек веры. Однако рассказов, толкований, доводов и объяснений оказывается мало. Ученики все еще не узнают Христа. Нужно нечто большее. Это и происходит во время трапезы. Чувствуя, расположение к этому странному Человеку, путники приглашают Его разделить с ними ужин. Это всегда признак особого доверия и близости. И вот только тогда, в момент преломления хлеба, Господь открывается им. Пелена окончательно спадает с глаз и настроения скорби, недоумения, смешанные с надеждой сменяются пасхальной радостью. Теперь все сказанное по дороге, все объяснения Писания, обретает смысл. Все сходится один к одному. Как мы не видели этого раньше? Как не могли понять? Ведь все было так просто и очевидно.

Апостол Лука не описывает подробно, как обрел веру в воскресшего Спасителя Петр. Он просто кратко замечает, что примерно в это же время, как и у путников у него также была подобная встреча со Христом.

Что же хочет сказать нам Евангелие этими двумя историями? Обретение веры – не есть результат объяснений и доказательств. Более того, она даже не есть результат чтения священных книг. В первую очередь – это ответ на нашу готовность впустить Бога в самые сокровенные уголки нашей жизни. На нашу готовность разделить с Ним все наше самое ценное и дорогое. Лишь в этом случае жизнь наша наполнится глубоким смыслом, и мы подобно апостолом Христовым испытаем ту же самую пасхальную радость.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (70 оценок, в среднем: 4,91 из 5)
Загрузка...