2017-04-17

Ин., 2 зач., I, 18-28 (о. Дмитрий Барицкий)
Поделиться
P42

Иоанн Креститель

Ин., I, 18-28 (о. Дмитрий Барицкий)

18 Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил.
19 И вот свидетельство Иоанна, когда Иудеи прислали из Иерусалима священников и левитов спросить его: кто ты?
20 Он объявил, и не отрекся, и объявил, что я не Христос.
21 И спросили его: что же? ты Илия? Он сказал: нет. Пророк? Он отвечал: нет.
22 Сказали ему: кто же ты? чтобы нам дать ответ пославшим нас: что ты скажешь о себе самом?
23 Он сказал: я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исаия.
24 А посланные были из фарисеев;
25 И они спросили его: что же ты крестишь, если ты ни Христос, ни Илия, ни пророк?
26 Иоанн сказал им в ответ: я крещу в воде; но стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете.
27 Он-то Идущий за мною, но Который стал впереди меня. Я недостоин развязать ремень у обуви Его.
28 Это происходило в Вифаваре при Иордане, где крестил Иоанн.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Отрывок, который мы услышали сегодня, начинается с очень важной богословской формулы. Давайте остановимся на ней подробнее.

В первой ее части Евангелист Иоанн высказывает истину, с которой были согласны не только древние евреи, но и религиозные мыслители других национальностей и культур: «Бога не видел никто никогда». Действительно, как можно увидеть Бога? Это невозможно. В Ветхом Завете Господь однозначно говорит Моисею: «Лица Моего не можно тебе увидеть; потому что человек не может видеть Меня и остаться в живых». Если и рассказывается на страницах Писания о явлении Бога людям – это Его явления под видом ангелов, или различные образы, заимствованные Творцом из мира природы: молнии, гром, огонь, тьма и т.д. Но видеть Бога лицом к лицу, в буквальном смысле, невозможно.

Именно по этой причине то, что говорит Иоанн Богослов дальше, звучит для многих очень неожиданно. Да, Бога никто не видел, но Его показал человечеству «Единородный Сын, сущий в недре Отчем». Речь идет об Иисусе Христе, которого Евангелист Иоанн называет еще Словом. С одной стороны Он Единородный, то есть единственный Сын Бога. С другой стороны Он Сам Бог. Об этом Иоанн говорит прямо в самом начале своего Евангелия: В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Христос находится с Отцом в особых отношениях, на которые указывают слова «сущий в недре Отчем». То есть пребывающий в самой сердцевине Своего Божественного Родителя. Между Ним и Отцом существует близость особого рода, тесное единство, при котором Один пребывает в Другом. Именно поэтому об Отце и о Сыне не говорят, как о двух разных Богах. Это один, единый Бог. Вот почему Христос показывает Отца миру. «Кто видел Меня, – говорит Он Своим ученикам, – видел и Отца, ведь Я и Отец одно». Что же связывает Отца и Сына в такой тесный союз? Любовь. Благодаря ей Они отдают Себя Друг Другу без остатка. Именно любовь к Отцу движет Христом, который пришел на землю, чтобы исполнить волю Своего Родителя. Воля Отца в буквальном смысле являются и Его собственной волей. У Них одно желание и нет ничего скрытого Друг от Друга, ни капли эгоистической самости. Он полностью открыты Друг Другу.

Вот на такой высокой богословской ноте начинает Евангелист отрывок, который мы сегодня услышали. Это ключ, к тому, о чем мы прочитаем во второй его части. К Иоанну Крестителю приходят иудеи, которые пытаются выяснить, кто он такой. Он отвечает, что он… никто. Он просто голос, который исполняет волю Бога. Иоанн так любит Бога, так стремиться исполнить Его желание, что насколько это вообще возможно человеку перестает жить для себя и ради себя. Он пытается в своей жизни наладить с Богом отношения по тому же образцу, которые существует между Богом Отцом и Богом Сыном. И это ему удается. Господь выбирает его быть Своим Крестителем. Более того. Мы не знаем ни одного чуда, которое сотворил бы Иоанн Предтеча, ни одного его пророчества. Однако Сам Христос в Евангелии говорит, что не было на земле человека более великого, чем он. Его величие в том, что он полностью обесценил себя ради Бога.

Нам довелось жить через несколько сотен лет после пришествие в мир Спасителя. У нас не было возможности встретить Его под видом человека в этой жизни. Однако это не значит, что мы лишены этой возможности. Исполнение воли Бога делает нас Его сыновьями, соединяет нас с Божеством. Дарует нам благодать. Насколько мы посвятили себя Ему, исполнению Его воли, настолько мы начнем видеть Его в своей жизни. Как говорит Христос в Евангелии, «кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим». Это ли не пасхальная радость?

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (63 оценок, в среднем: 4,81 из 5)
Загрузка...