. Комментирует -
Москва - 100,9 FM
* Поделиться
Читает и комментирует Библейские чтения. Вторник четвертой седмицы
800px-Joseph_Anton_Koch_006

«Пейзаж с жертвоприношением Ноя», И. А. Кох, ок. 1803.

Книга пророка Исаии. Глава 25, стихи 1-9.

1 Господи! Ты Бог мой; превознесу Тебя, восхвалю имя Твое, ибо Ты совершил дивное; предопределения древние истинны, аминь.
2 Ты превратил город в груду камней, твердую крепость в развалины; чертогов иноплеменников уже не стало в городе; вовек не будет он восстановлен.
3 Посему будут прославлять Тебя народы сильные; города страшных племен будут бояться Тебя,
4 ибо Ты был убежищем бедного, убежищем нищего в тесное для него время, защитою от бури, тенью от зноя; ибо гневное дыхание тиранов было подобно буре против стены.
5 Как зной в месте безводном, Ты укротил буйство врагов; как зной тенью облака, подавлено ликование притеснителей.
6 И сделает Господь Саваоф на горе сей для всех народов трапезу из тучных яств, трапезу из чистых вин, из тука костей и самых чистых вин;
7 и уничтожит на горе сей покрывало, покрывающее все народы, покрывало, лежащее на всех племенах.
8 Поглощена будет смерть навеки, и отрет Господь Бог слезы со всех лиц, и снимет поношение с народа Своего по всей земле; ибо так говорит Господь.
9 И скажут в тот день: вот Он, Бог наш! на Него мы уповали, и Он спас нас! Сей есть Господь; на Него уповали мы; возрадуемся и возвеселимся во спасении Его!

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Служение пророка в древнем Израиле — очень тяжелый и опасный труд. Люди с остервенением боролись с посланцами собственного Бога. Многие из них за то, что открывали своим соплеменникам правду Божию, подвергались гонениям и даже смерти. Исаия не был исключением. Один из нечестивых царей приказал перепилить его деревянной пилой. Жуткая, мучительная смерть. Несмотря на такую опасность, пророки находили в себе силы до конца оставаться верными Богу. В чем источник этой силы, мы услышали в только что прозвучавшем отрывке.

Свою речь Исаия начинает с предсказания о том, что те обещания, которые Бог давал на протяжении человеческой истории Своим избранникам, обязательно сбудутся: вопреки закону и логике этой жизни, добро восторжествует, а зло будет повержено. Господь придет и разрушит «город». О чем идет речь? Очень часто в Священном Писании именно образ города связан с грехом и бунтом человека против Бога. Как мы помним, первый город построил братоубийца Каин. Его дело продолжил Нимрод: вопреки воле Божией, он начал строить Вавилонскую башню. Иными словами, город — это символ любого человеческого общества, которое ненавидит правду Божию. Это может быть как маленькая группа людей, так и огромная империя. И вот пророк говорит, что однажды всем им придет конец. Город станет грудой камней и «вовек не будет восстановлен».

Все те, кто прежде подвергался гонениям, испытывал на себе несправедливость и притеснение, будут спасены Богом. Он соберет их на горе Сион. Сион — это один из высоких холмов, на котором расположен Иерусалим. В сознании евреев он является символом царства Божия на земле. Именно здесь для всех людей Господь приготовит великий пир и праздник. По мысли христианских толкователей, при помощи этих символов Исаии говорит о пришествии Мессии, Иисуса Христа и основании христианской Церкви. Действительно, в нее вошли все нации. Под той трапезой, о которой говорится в пророчестве, христианские толкователи подразумевают Литургию, главное христианское богослужение. Его кульминацией является Причастие. Оно и есть та самая изысканная еда и лучшее вино, о котором говорит пророк.

Но речь идет не только о минувших событиях. Считается, что в словах пророка есть указание и на конец человеческой истории. Именно тогда Господь уничтожит покрывало, которым покрыты все народы. Речь идет о смерти, которая держит человека в плену, а также о той преграде которая существует между людьми и Богом. Человек встретится со своим Создателем, как говорится, лицом к лицу. Это будет совершенно новый опыт богообщения. Исаия говорит, что Бог Сам утрет слезы с лица каждого человека. Иными словами, тесное единство с Творцом наполнит наконец-то сердца людей радостью и миром.

Эти предсказания об уничтожении зла, несправедливости и смерти, о наступлении Царства правды и мира есть ничто иное как главное упование каждого отдельного человека, так и всего человечества. Пусть и смутно, каждый желает именно этого, хоть, возможно, и не отдает себе в этом отчет. У пророка Исаии ощущение реальности этих обещаний так глубоко укоренились в уме и сердце, что стали движущей силой всей его жизни. В каком-то смысле, проповедую среди евреев за несколько веков до пришествия Христа, он уже входил в Его Царство, он уже был свидетелем той радости, которая охватит людей во время возвращения Бога в конце времен. Именно этот опыт реального участия в тех событиях, о которых он проповедовал, укреплял его в трудную минуту. В христианской Церкви этот опыт сконцентрирован с особой силой. Именно участие в церковных таинствах дает возможность каждому из нас сделать его содержанием своего сердца и каждому в свою меру приобщаться той радости и полноте, который Господь откроет человечеству в конце времен.

Бытие. Глава 9, стихи 8-17.

8 И сказал Бог Ною и сынам его с ним:
9 вот, Я поставляю завет Мой с вами и с потомством вашим после вас,
10 и со всякою душею живою, которая с вами, с птицами и со скотами, и со всеми зверями земными, которые у вас, со всеми вышедшими из ковчега, со всеми животными земными;
11 поставляю завет Мой с вами, что не будет более истреблена всякая плоть водами потопа, и не будет уже потопа на опустошение земли.
12 И сказал [Господь] Бог: вот знамение завета, который Я поставляю между Мною и между вами и между всякою душею живою, которая с вами, в роды навсегда:
13 Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением [вечного] завета между Мною и между землею.
14 И будет, когда Я наведу облако на землю, то явится радуга [Моя] в облаке;
15 и Я вспомню завет Мой, который между Мною и между вами и между всякою душею живою во всякой плоти; и не будет более вода потопом на истребление всякой плоти.
16 И будет радуга [Моя] в облаке, и Я увижу ее, и вспомню завет вечный между Богом [и между землею] и между всякою душею живою во всякой плоти, которая на земле.
17 И сказал Бог Ною: вот знамение завета, который Я поставил между Мною и между всякою плотью, которая на земле.

Комментирует священник Стефан Домусчи.

Слово религия происходит от глагола religio, который означает воссоединение или восстановление разрушенной связи. И действительно, в нашем мировосприятии религия — это то, что связывает нашу жизнь с миром духовным и божественным. Именно религия раскрывает человеку его внутреннюю духовную сложность, подчеркивает его несводимость к материальным целям и ценностям, говорит человеку о смысле его жизни. С точки зрения Библии, все это когда-то было дано человеку, совершив грех и уйдя от Бога человек практически все это растерял... Сам Бог и отношения с ним оказались для него чем-то далеким и чужим... Сегодняшнее чтение практически всё состоит из описания завета Бога с Ноем и его потомками. Практически каждый стих в разных выражениях, говорит о том что Бог устанавливает завет, символом которого оказывается радуга. Внешне это очень похоже на какую-нибудь месопотамскую легенду, по языку, по образам. Но в том-то и дело, что за языком Писания, мы должны научиться видеть глубину в первую очередь духовного смысла, и только уже во вторую — историческое повествование.

Если мы не забудем о том, что сегодняшнее чтение читалось для людей желающих стать членами Церкви, чрезвычайно важным окажется указание на то, что зовет Бога с Ноем распространяется не только на него и его непосредственных потомков, но вообще на всех людей, на всякую душу живую, которая будет жить на земле. Это значит, что любой язычник древности или атеист наших дней, и вообще всякий человек, приходящий в храм — попадает не в чужое для себя пространство, и приходи не к чужому Богу, он оказывается в родном доме, перед Отцом, который все время его ждал.

Завет, заранее включающий в себя всех, кто будет жить на земле, поражает читателя масштабом и перспективой, он показывает величие замысла Божьего, который задумался о нас еще тогда, когда нас не было на свете. Мы часто проходим мимо этот примирения после потопа, радуги и Божиих благословений... Но ведь на самом деле, этот завет оказывается тенью и предзнаменованием Нового Завета, так как распространяется на всех людей.

Как это ни странно, но приходя в храм мы занимаем не просто пустующее место, мы занимаем свое собственное. Иногда в каком-нибудь конкретном храме бывает очень тесно, пространства мало, в людей много... Кажется, где же мое место? Оно давно занято! Меня здесь не ждали, на меня не рассчитывали. Но нет, на самом деле так только кажется. Главное твое место — место в замысле Божием, место перед Его лицом. Этого места никто занять не может, потому для Бога человечество не муравейник, не биомасса, но собрание лиц и Он ждет каждого из нас.

Притчи Соломона. Глава 12, стихи 8-22.

8 Хвалят человека по мере разума его, а развращенный сердцем будет в презрении.
9 Лучше простой, но работающий на себя, нежели выдающий себя за знатного, но нуждающийся в хлебе.
10 Праведный печется и о жизни скота своего, сердце же нечестивых жестоко.
11 Кто возделывает землю свою, тот будет насыщаться хлебом; а кто идет по следам празднолюбцев, тот скудоумен. [Кто находит удовольствие в трате времени за вином, тот в своем доме оставит бесславие.]
12 Нечестивый желает уловить в сеть зла; но корень праведных тверд.
13 Нечестивый уловляется грехами уст своих; но праведник выйдет из беды. [Смотрящий кротко помилован будет, а встречающийся в воротах стеснит других.]
14 От плода уст своих человек насыщается добром, и воздаяние человеку - по делам рук его.
15 Путь глупого прямой в его глазах; но кто слушает совета, тот мудр.
16 У глупого тотчас же выкажется гнев его, а благоразумный скрывает оскорбление.
17 Кто говорит то, что знает, тот говорит правду; а у свидетеля ложного - обман.
18 Иной пустослов уязвляет как мечом, а язык мудрых - врачует.
19 Уста правдивые вечно пребывают, а лживый язык - только на мгновение.
20 Коварство - в сердце злоумышленников, радость - у миротворцев.
21 Не приключится праведнику никакого зла, нечестивые же будут преисполнены зол.
22 Мерзость пред Господом - уста лживые, а говорящие истину благоугодны Ему.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Если попытаться суммировать то, что сказано в этом библейском отрывке, то его основная заключается в рассказе о практическом различии между теми, кого Соломон именует праведниками и теми, кто нечестив. Любопытно, что премудрый царь проводит границу между двумя этими группами не только через соблюдение заповедей, но и через отношение к разуму. Праведен тот, кто мудр и разумен. Нечестив тот, кто глуп и пренебрегает разумом. И наоборот: мудрый праведен, глупый нечестив. Получается, что есть прямая зависимость между мудростью и праведностью. Но при этом мудрость — это не функция разума как такового, это не степень развития интеллекта, это не сумма знаний. Мудрость здесь предстаёт как умение ясно видеть суть вещей. И, что, пожалуй, самое главное: умение осознавать собственную ограниченность, которое выражается в недоверии к самому себе. С этим последним — с недоверием к самим себе — у нас есть очевидные проблемы. И потому слова Соломона для нас более чем актуальны. Как следствие, есть у нас и сложности с праведностью, с соблюдением заповедей.

Преподобный Паисий Святогорец говорил, что существует только одна добродетель в собственном смысле. Это смирение. Конечно, его слушатели удивлялись: а как же любовь, о которой писал апостол Павел. В ответ старец ссылался на авву Исаака, который уподоблял смирение соли, тому, что придаёт вкус всему другому. В заключение старец называл все другие добродетели попросту несъедобными без смирения. О смирении вообще сказано много. Существует масса прекрасных образов, суть же этой добродетели как раз и заключается в осознании своей ограниченности, в готовности слушать советы других, в стремлении обращаться к советам каким бы умудрённым не ощущал себя самого человек. Собственно, об этом и говорит сегодня Соломон: «Путь глупого прямой в его глазах; но кто слушает совета, тот мудр». Зачастую сегодня мы являемся носителями «клипового» или, как вариант, «пискельного» мышления. Мы склонны делать выводы обо всем на свете легко и непринуждённо, не пытаясь увидеть всю полноту картины. Зачастую мы полагаем, что той суммы информации, которой мы обладаем, вполне достаточно для вынесения суждений. В первую очередь это касается суждений о людях. Не желая советоваться и не делая себе труда входить в проблему во всем ее многообразии, мы оказываемся и нарушителями заповеди о неосуждении кого бы то ни было.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!