2017-02-26

Мф., VI, 14-21 о. Феоктист Игумнов
Поделиться

8-17
Мф., VI, 14-21 о. Феоктист Игумнов

14 Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный,
15 а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших.
16 Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.
17 А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое,
18 чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
19 Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут,
20 но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут,
21 ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.

Комментирует иеромонах Феоктист Игумнов.

Ещё древние святые подвижники отмечали крайне неприятный факт: к любому, даже самому святому и благому человеческому делу неизбежно примешиваются гордость и самолюбие. В том числе и к посту. Господь Иисус Христос, прекрасно зная об этом грустном факте, накануне начала Великого поста даёт замечательный инструмент для того, чтобы с его помощью мы постарались свести к минимуму проявление собственной гордыни и получить от поста всю возможную пользу для наших душ. Христос Спаситель говорит, что во время поста мы не должны давать знать окружающим о том, что мы старательно проходим великопостное поприще, что мы несём великий подвиг, что нам непросто. Кроме того, что это признак гордыни, есть и ещё один крайне важный момент. Унылый постный вид, грусть в связи с наступлением поста свидетельствуют против нас. Они обличают нас в преданности плоти. В самом деле, унылое выражение лица возникает у человека не только тогда, когда он в состоянии печали, но и тогда, когда ему скучно. Пост отменяет все возможные телесные увеселения и для людей, которые живут этими радостями, наступает смертельная скука. Тогда как по своей сути и по тому, что говорит о посте Церковь — пост это прекрасная возможность чему-то научиться, чего-то достичь, что-то исправить, от чего-то избавиться и стать лучше. Это прекрасная возможность обновиться. Обычно мы радуемся обновкам, радуемся улучшению жилищных условий, радуемся новой машине, новому ноутбуку и новому телефону. Даже новый шарфик способен существенно улучшить настроение. И сложно сказать, какая радость бывает больше: когда это честным трудом заработанная долгожданная вещь или когда это неожиданный подарок. Как бы то ни было, пост и его прямое следствие, то есть обновление и свежесть души, можно рассматривать и как то, что необходимо заработать и как совершенно незаслуженный подарок. Но при любом отношении, именно радость от предвосхищения новизны должны лежать в основе нашего отношения к посту. Если же этого нет, если есть только печаль о мясе, сыре, молоке и кефире, то, очевидно, мы чего-то не услышали или же что-то недопоняли. Возможно, мы недопоняли и не расслышали слова Христа Спасителя, Который сказал: «Ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека» или же слова Христова апостола Павла, который утверждал, что «пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем». Если же несмотря на все физические и интеллектуальные усилия печаль о сытной и вкусной пище нас не оставляет, то, пожалуй, не стоит и поститься. Ведь процитированные слова свидетельствуют, что пост не должен становится обременением и целью, напротив, мера поста должна быть такой, чтобы человек мог испытывать радость и чтобы у него оставались силы для главного: для проявления любви, внимания и заботы к тем, кто в этом нуждается.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (71 оценок, в среднем: 4,90 из 5)
Загрузка...