2017-02-17

Мк., XV, 22, 25, 33-41 о. Дмитрий Барицкий
Поделиться
51-6

Распятие. XV в.

Мк., XV, 22, 25, 33-41 о. Дмитрий Барицкий

22 И привели Его на место Голгофу, что значит: Лобное место.

25 Был час третий, и распяли Его.

33 В шестом же часу настала тьма по всей земле и продолжалась до часа девятого.
34 В девятом часу возопил Иисус громким голосом: Элои! Элои! ламма савахфани? – что значит: Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?
35 Некоторые из стоявших тут, услышав, говорили: вот, Илию зовет.
36 А один побежал, наполнил губку уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить, говоря: постойте, посмотрим, придет ли Илия снять Его.
37 Иисус же, возгласив громко, испустил дух.
38 И завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу.
39 Сотник, стоявший напротив Его, увидев, что Он, так возгласив, испустил дух, сказал: истинно Человек Сей был Сын Божий.
40 Были тут и женщины, которые смотрели издали: между ними была и Мария Магдалина, и Мария, мать Иакова меньшего и Иосии, и Саломия,
41 которые и тогда, как Он был в Галилее, следовали за Ним и служили Ему, и другие многие, вместе с Ним пришедшие в Иерусалим.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Только что мы услышали отрывок, который по праву можно считать кульминацией Евангелия от Марка. Это рассказа о страданиях и смерти Иисуса Христа.

Мы с детства привыкли слышать историю об этом событиях. А потому в каком-то смысле то, что произошло тогда на Голгофе, представляются нам закономерным, логичным и предсказуемым. Вся наша европейская культура, которая в своих основаниях культура христианская, так или иначе, постоянно напоминает об этом. Образ Бога страдающего на кресте не кажется нам странным. А потому мы мало задумываемся о том, что произошедшее с трудом вписывается в какую бы то ни было логику. Мало того, что Бог, Совершенный Абсолют, Который не может быть ограничен ни временем, ни пространством, Который по определению не может родиться от простой женщины, стал ограниченным человеком. Он еще страдает и умирает. Причем умирает на кресте, то есть самым позорным образом, как последний мерзавец. Когда первые христиане говорили об это людям, воспитанным совсем в иной культуре, нежели мы, грекам, римлянам, евреям, они все в ответ дружно крутили у виска. Подобные мысли были для них абсурдными, граничащими с кощунством и откровенным безумием. И, действительно, произошедшее входит в такой резкий контраст с теми законами, по которым издревле живет этот мир, что даже природа во время распятия бунтует: солнце скрывает тьма, а Иерусалим лихорадит от землетрясения.

Однако, пожалуй, самым поразительным в сцене распятия являются слова Спасителя: «Боже Мой! Боже Мой! для чего ты Меня оставил?» Вне всякого сомнения, перед нами кульминация той тайны, которая связана с явлением Христа на земле. Действительно, можно смириться с мыслью, что Бог стал человеком. Можно допустить, что Он пострадал и умер. Но как понять то, что на кресте Сам Бог испытывает чувство Богооставленности? Даже для нас, тех, кто вырос в христианской среде, на уровне подсознания впитал его мораль, основные богословские идеи, это явный абсурд! Существует ли хотя бы какое-то приближение к ответу на этот вопрос?

Однажды видел чудесную экранизацию одной сказки. Жила на свете одна счастливая семья: папа, мама, и двое детей, девочка и мальчик. Но однажды случилась трагедия. Погиб отец, а немного погодя смерть настигла и его детей. И вот они втроем встречаются в лучшем мире. Живут там в предчувствии, что придет время и вся семья вновь воссоединится. Однако однажды к ним приходит страшное известие. Их любящая мать и жена, не выдержав тоски по мужу и детям, заканчивает жизнь самоубийством. Теперь как самоубийца она не может наследовать тот счастливый мир, в котором оказались они. Тогда, нарушая все законы потусторонней реальности, отец семейства идет на ее поиски. Претерпев различные злоключения, он находит ее в самых глубинах ада. Здесь царит мрак и отчаяние. К его ужасу, супруга не узнает его. Она находится в совершенно жутком состоянии, словно погружена в какое-то кошмарное забытье. День за днем несчастная обречена переживать свои самые тоскливые воспоминания. Надежды на спасения никакой. И, вдруг, герою является ангел и дает совет: если он хочет спасти свою любимую, он сам должен занять ее место. Потерять себя, погрузиться в кошмар наяву. Как говорится, душу за душу. Что происходит дальше, догадаться не сложно. Герой соглашается, ад не выдерживает силы такой жертвенной любви и отпускает их.

Конечно, это всего лишь сказка. Но появиться она могла только у христиан. Ведь только христианский Бог горит к человеку такой любовью, что ради каждого из нас сходит с неба, ограничивает Себя телом, временем и пространством. Вместе с нами выпивает до дна всю чашу человечности. Испытывает не только человеческие радости, но и горести, самые тяжелые состояния: страх, боль, страдания и мучительную насильственную смерть. Более того, Он берет на себя всю тяжесть человеческого греха и переживает то, что чувствует последний злодей и грешник – горечь богооставленности и ада. Иными словами, как это ни парадоксально, ради нас Он словно забывает Себя, словно перестает быть Богом. Какой ад может выдержать эту силу Божественной любви? Поэтому возглас Христа на кресте – не просто крик отчаяния и тоски. Это еще возглас победы и торжества. Совершилось то, зачем Бог пришел на землю. Ад, темница душ, кошмарное забытье, разрушен.

Для каждого человека это поистине радостное известие. Даже когда нам кажется, что мы достигли дна, а надежда на милость Божию потеряна, будем помнить, Бог ради нас опускался гораздо глубже. А потому Ему ничего не стоит еще раз просто протянуть руку и разрушить тот дурной кошмар, в котором мы оказались. Главное, чтобы мы этого сами искренне захотели и обратились к Нему со словами горячей молитвы.

Читать еще на сегодня:
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (55 оценок, в среднем: 4,87 из 5)
Загрузка...