2017-02-15

Лк., II, 22-40 о. Дмитрий Барицкий
Поделиться
800px-Menologion_of_Basil_037

Менологий Василия II. Сретение.

Лк., II, 22-40 о. Дмитрий Барицкий

22 А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа,
23 как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу,
24 и чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных.
25 Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем.
26 Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня.
27 И пришел он по вдохновению в храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд,
28 он взял Его на руки, благословил Бога и сказал:
29 Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром,
30 ибо видели очи мои спасение Твое,
31 которое Ты уготовал пред лицем всех народов,
32 свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля.
33 Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем.
34 И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий,-
35 и Тебе Самой оружие пройдет душу,- да откроются помышления многих сердец.
36 Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет,
37 вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь.
38 И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме.
39 И когда они совершили всё по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свой Назарет.
40 Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Отрывок, который мы услышали сегодня, рассказывает об одном примечательном событии из детства Спасителя. У евреев существовал древний обычай, еще со времен египетского рабства. Тогда в ночь перед исходом из Египта ангел смерти прошел по стране и поразил всех египетских первенцев. Первенцы же евреев были спасены Богом, а потому с тех пор в знак признательности их стали посвящать Ему на служение. Позже закон немного изменился: прерогатива служения при храме была дана лишь колену, родоначальником которого был Левий. Члены этого клана стали символом всех Израильских первенцев. Тем не менее, каждая еврейская семья на сороковой день после рождения первого мальчика, в память о событии избавления совершала символический обряд выкупа ребенка: в храмовую казну вносили пять сиклей, то есть около 80 грамм серебра. Помимо этого приносили жертву: люди состоятельные – ягненка и голубя, у кого по скромности средств такой возможности не было – двух голубей.

Этими действиями каждая еврейская семья признавала, что ее главное достояние, ее первенец, на самом деле ей не принадлежит. Его подлинным родителем и отцом является Бог. Это Его подарок. Поэтому к выкупу, который приносили в храм, относились не как к приобретению прав на владение ребенком, которыми до этого обладал Бог. В сознании еврея это была горячая благодарность за услышанные молитвы. Более того. Это являлось материальным символом, залогом и своего рода обещанием воспитать ребенка так, что однажды он уже сам сможет вернуть Богу и людям столько же, но уже в духовном эквиваленте.

То, что произошло далее, является своеобразной иллюстрацией и пояснением, какой же именно дар принесет миру Спаситель. Человек по имени Симеон, а за ним и некая женщина Анна произнесли пророчества, в которых в краткой форме изобразили будущую судьбу Христа, тот эффект, который произведет Его проповедь, и какое громадное значение Его подвиг будет иметь для судеб всего мира. Для нас этот эпизод может стать напоминанием о том, как мы должны относиться к тому, что считаем своим личным достоянием.

Кто-то сказал: ты в действительности обладаешь лишь тем, что можешь отдать. Речь идет не о каком-то хитром и нестандартном способе приватизации имущества. В первую очередь речь идет о приобретении внутренней свободы. Праведному Иоанну Кронштадскому жертвовали огромные деньги. Никто из прихожан не был бы против, если бы любимый батюшка оставил их себе. Однако сам он признавался, что деньги не задерживались в его руках. Он сразу же отдавал их нуждающимся. Не они им владели, как могли бы владеть скрягой-миллионером. Он был их полноправным хозяином. И как хозяин направлял эти средства на исполнение Евангельской заповеди. Это и есть подлинная свобода во Христе. Увы, но нам подобной независимости часто не хватает. У каждого есть нечто, над чем он чахнет, как злой кощей над златом или как тот раджа из мультика про золотую антилопу. Подобная одержимость может распространяться на что угодно: на квадраты жилплощади, новый внедорожник, на коллекцию редких марок, на ценные деловые связи, на любимую кошечку или собачку, да на что угодно, на мужа, на жену и, конечно, на ребенка. Мы бываем рабами этих вещей, когда в нашем уме и сердце они существует исключительно для нас. Если мы подобно Пресвятой Богородице не готовы все эти вещи посвятить Богу, то есть регламентировать свои отношения с ними Его заповедями, все это начинает нами владеть. Становится чем-то вроде идолов, которым мы вынуждены регулярно приносить жертвы, а часто и человеческие. Что далеко ходить? Многим хорошо знакома теплота материнской любви. Однако многие согласятся, что любовь матери может не только ласкать, она может и душить. Душить саму мать, ребенка, а заодно и всех окружающих. Так, любой священник подтвердит, что есть определенный процент семей, которые распадаются именно из-за неуемной материнской заботы. Когда доброохотливая мамаша исключительно из благих побуждений начинает влезать в дела молодых и настойчиво советовать, как жить. Не происходит ли это отчасти потому, что сыночка она родила и растила, как говорят некоторые «для себя»? И теперь продолжает беречь и лелеять свое сокровище.

Иное происходит, когда мы посвящаем все свое Богу. В этом случае мы не просто обретаем свободу. Мы даем Христу все основания Самому заботится об этой вещи. И Он промышляет о Ней максимально лучшим для нее способом. Мы можем быть уверены, что то богатство, которым мы так дорожим и от которого мы готовы ради Христа отказаться, не превратится в груду черепков. Ребенок, которого с детства учили работать Богу, не вырастит негодяем. Но исполнит в этой жизни свое глубокое предназначение на радость нам и всем окружающим.

Читать еще на сегодня:
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (59 оценок, в среднем: 4,93 из 5)
Загрузка...