2016-02-22

Мк., 59 зач., XIII, 9-13. Комментирует отец Павел Великанов.
Поделиться
Мк., 59 зач., XIII, 9-13. Комментирует отец Стефан Домусчи.
Поделиться
Лоза-Ист300

Спас Лоза Истинная

Евангелие от Марка, Глава 13, стихи 9-13.

9 Но вы смотри’те за собою, ибо вас будут предавать в судилища и бить в синагогах, и перед правителями и царями поставят вас за Меня, для свидетельства перед ними.
10 И во всех народах прежде должно быть проповедано Евангелие.
11 Когда же поведут предавать вас, не заботьтесь наперед, что’ вам говорить, и не обдумывайте; но что’ дано будет вам в тот час, то’ и говорите, ибо не вы будете говорить, но Дух Святый.
12 Предаст же брат брата на смерть, и отец – детей; и восстанут дети на родителей и умертвят их.
13 И будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется.

 

Комментирует протоиерей Павел Великанов

Речь Христа Спасителя о так называемых «последних временах» наполнена и предостережениями, и утешениями. Совсем немного времени еще осталось до страшных событий – предательства, крестной смерти – и Христос заранее приоткрывает Своим ученикам, что им предстоит вытерпеть ради Своего Учителя. При всей безутешности описанной картины – вас будут бить, преследовать, выставлять перед сильными мира сего для обвинения – Спаситель сразу же объясняет, зачем это будет надо: для свидетельства перед царями и правителями. Не вы будете подсудимыми, но те, кто будут восседать на тронах и думать, что с вами делать дальше, какой ещё мучительной пытке вас подвергнуть. В ситуации, когда с любой точки зрения в вашей жизни всё будет однозначно плохо, в вашем главном деле – проповеди Евангелия – всё будет отлично. Вас никто и близко не подпустит к царям, чтобы рассказать о пришедшем Мессии – но ваша сила Духа, которая будет дана свыше, станет самым сильным свидетельством о Евангелии. И это прикосновение к истине для каждого из ваших судей станет самым настоящим испытанием, испытанием не на крепость воли в мучениях, но гораздо более тяжёлым испытанием: всей жизни! И вы уже сами поймёте, что в вас будет говорить не человеческая мудрость или учёность: Сам Дух Святой начнёт обличать обвинителей и говорить такие вещи, которые никакому риторскому искусству неподвластны!

История раннего христианства в полноте подтвердила эти слова Христа. Читая мученические акты, невольно поражаешься бесконечной внутренней силе христиан. Евсевий Кессарийский, повествуя о подвиге Лионских мучеников, пострадавших в 177 году, пишет о хрупкой и слабой Бландине: «Боялись за нее все: и мы, и ее земная госпожа, сама бывшая в числе исповедников, считали, что у Бландины, по ее телесной слабости, не хватит сил на смелое исповедание. Она же исполнилась такой силы, что палачи, которые, сменяя друг друга, всячески ее мучили с утра до вечера, утомились и оставили ее. Они признавались, что побеждены, и не знали, что еще делать; они удивлялись, как Бландина еще живет, хотя все тело у нее истерзано и представляет собой сплошную зияющую рану. По их утверждению, пытки одного вида достаточно, чтобы человек испустил дух, — не надо стольких и таких. Но блаженная, как настоящий борец, черпала новые силы в исповедании: она восстанавливала их, отдыхала, не чувствовала боли, повторяя: «Я христианка, у нас не делается ничего плохого»». Такое действие Святого Духа кому-то может показаться выдумкой, плодом долгой истории мифологизации святых. Но вот, я открываю книгу воспоминаний одного из исповедников Русской Церкви ХХ века – и буквально натыкаюсь на следующее свидетельство. Во время пересылки, когда заключённых выгрузили из товарных вагонов и построили в шеренги, он вдруг – совершенно непонятно, как – чётко осознал, что рядом с ним – не просто истощённый, обритый, безбородый, морально раздавленный человек – такой же, как и сотни стоявших рядом – а православный епископ! Тогда он посмотрел епископу в глаза и сказал: «Благослови, Влыдыка!» Услышав эти слова, из глаз влыдыки хлынули слёзы: «Я отчаялся и был уверен, что уже попал в ад – а оказалось, и здесь действует благодать Божия!».. Впоследствие этот епископ мужественно донёс свой крест до конца и принял мученическую кончину.

Помоги же и нам, Господи, во время испытаний ожидать помощи не от своих сил, ума, друзей – но только от Тебя, Единого Вдохновителя и Утешителя!

Комментирует священник Стефан Домусчи

Итак, перед нами часть эсхатологической проповеди Христа, Его рассказа о том, какими будут последние времена, каким будет мир, и каково в нем будет христианам. Многие поколения христиан читая эти сроки думали, что речь идет о чем-то близком, почти современном для них, пытались узнать в событиях предсказанное. Есть в этом узнавании и хорошее и плохое.

Люди всю свою историю интересуются будущим и христиане не стали исключением. Именно поэтому рассказы и пророчества о так называемом “конце света” всегда вызывали очень живой интерес. Но чего в этом больше: праздного любопытства или живого ожидания Христа, который придет после всего этого? От ответа на этот вопрос многое зависит.

Интересно, что будто бы предвосхищая эти поиски и заинтересованность Христос говорит: «но вы смотрите за собою». В этой краткой фразе, с которой и начинается сегодняшний отрывок, весь суд нашему праздному любопытству. Из дальнейших слов Христа следует, что вместо того, чтобы раздумывать о том, как и когда произойдут эти события, надо следить за собой и быть готовым к свидетельству перед гонителями.

Но что значит быть свидетелем? Кого мы в обычной жизни называем свидетелем? Ответ прост: того, кто нечто видел или пережил или имеет опыт.

Итак, к чему же должен быть готов христианин? Оказывается совсем не к голодовке или войне, как думает большинство людей. Он должен быть готов к тому, чтобы вслед за Иоанном Богословом сказать: «О том, что мы слышали, что видели своими глазами, что рассматривали и что осязали руки наши… ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам эту вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам». Естественно, мы сегодня не можем говорить об этом буквально, но важно понимать, что свидетельство веры – это не выдумка… Оно основывается на опыте встречи с Богом, и это делает его ценным. Именно этот опыт и должен заботить христиан, в какое бы время они не жили.

Конечно, как тогда, так и сейчас обстоятельства встречи могут быть разными… Конечно, человек обладает свободой и может ответить на Божий призыв по-разному, но если подлинная встреча все же произошла – она по настоящему меняет человеческую жизнь. Вера оказывается для него не психологической уверенностью в существовании невидимого, но опытом живого общения с Богом.  Радость от этого общения не позволяет человеку оставаться равнодушными к остальному миру, с этой радостью незнакомому. Именно поэтому Евангелие, как благая весть, проповедано по всему миру.

Христос призывает своих учеников не заботиться о том, что им следует говорить, совсем не случайно. Присутствие Духа Святого в верующем настолько реально, что его речь оказывается не чем-то надуманным и искусственным, но живым и искренним.

В то же время, оказывается, что эта живая и искренняя вера может встретить жесточайшее сопротивление. Причем сопротивление самых близких людей. Это может показаться нашим современникам чем-то странным, ведь мы привыкли, что религия частное дело. Но настоящая вера прорастает в жизнь, ее невозможно скрыть и поэтому она может вызвать отторжение. И что же говорит Христос? Он не успокаивает слушающих, не говорит, что этого можно избежать, но говорит: «претерпевший же до конца спасется». Страдания, сопоставленные с этой вестью о спасении, получают совершенно иной смысл и иную оценку. Само спасение оказывается плодом верности, которая живет вопреки всему, все претерпевает. Только этой верности не достичь без опыта личной встречи.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (33 оценок, в среднем: 4,82 из 5)
Загрузка...