Евангелие от Марка, Глава 12, стихи 38-44. Комментирует - Библия
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Марка, Глава 12, стихи 38-44

38 И говорил им в учении Своем: остерегайтесь книжников, любящих ходить в длинных одеждах и принимать приветствия в народных собраниях,

39 сидеть впереди в синагогах и возлежать на первом месте на пиршествах,-

40 сии, поядающие домы вдов и напоказ долго молящиеся, примут тягчайшее осуждение.

41 И сел Иисус против сокровищницы и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много.

42 Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант.

43 Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу,

44 ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила всё, что имела, всё пропитание свое.

Читает и комментирует
7575 (1)

Две лепты бедной вдовы. Фреска Толгского монастыря; фото: pravmir.ru

Евангелие от Марка, Глава 12, стихи 38-44.

38 И говорил им в учении Своем: остерегайтесь книжников, любящих ходить в длинных одеждах и принимать приветствия в народных собраниях,
39 сидеть впереди в синагогах и возлежать на первом месте на пиршествах,-
40 сии, поядающие домы вдов и напоказ долго молящиеся, примут тягчайшее осуждение.
41 И сел Иисус против сокровищницы и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много.
42 Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант.
43 Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу,
44 ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила всё, что имела, всё пропитание свое.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий

Образ человека, который изображен в первой части сегодняшнего евангельского отрывка, хорошо известен слушателям Спасителя. В первую очередь речь идет о религиозных вождях еврейского народа. Это были люди, которые всем своим видом и поведением требовали от окружающих уважения и почета: любили, чтобы их приветствовали при больших собраниях народу, выделяли почетное место в синагоге и во время застолья.

На чем было основано это требование? На их высоком представлении о собственной праведности и нравственной безупречности. Не случайно Господь упоминает об их долгих молитвах напоказ, а также о длинных одеждах, в которых они важно расхаживали. Непременным атрибутом такого одеяния были кисточки по ее верхним краям. Эти кисточки, согласно ветхозаветному закону, должны были напоминать евреям о том, что они находятся в особых отношениях с Богом. Именно эту деталь своей одежды, которая еще называлась цицифы, то есть воскрилия, вожди евреев делали слишком большой, чтобы подчеркнуть свою исключительность.

Не следует думать, будто люди, о которых говорит Христос, – отъявленные злодеи. Спаситель описывает широко распространенный во все времена религиозно-психологический тип. Такого человека действительно есть за что уважать: хорошая семя, прекрасное образование, утонченное воспитание, нравственная безупречность. Но все эти совершенства из того разряда, когда политик жертвует на детские дома миллионы, все ему аплодируют и хвалят, но в душе догадываются, что скорее всего делает он это потому что через месяц выборы. Такая лощеная и расфуфыренная праведность настораживает, ведь зачастую это не что иное, как способ самолюбования, о чем горе благодетель всего человечества, возможно, и сам не вполне подозревает, или же средство достижения успеха и эффективное оружие против нравственно менее состоятельных конкурентов. В простом народе о таких говорят хлестко, но точно – «святой сатана». Потряси их хорошенько, и тогда под всей этой уложенной толстыми слоями пудрой псевдо добродетели в сухом остатке останется лишь пустота, да горькое послевкусие тщеславия.

Поэтому Христос и указывает на вдову. Он как бы говорит нам: легко пожертвовать миллион, когда у тебя миллиард, легко отдать все, когда ты понимаешь, что на твой широкий жест смотрит весь мир. И первое, и второе это не жертва, это приобретение еще большей славы, популярности, уважения. Настоящая жертва – это когда с болью отрываешь от себя что-то свое, до боли родное. Настоящая жертва всегда совершается в тишине и безвестности. И чем больше этой боли и безвестности, тем большую ценность жертва имеет в глазах Бога, тем больше благодати наполняет сердце человека.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!