Евангелие от Марка, Глава 12, стихи 13-17. Комментирует - Библия
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Марка, Глава 12, стихи 13-17

13 И посылают к Нему некоторых из фарисеев и иродиан, чтобы уловить Его в слове.

14 Они же, придя, говорят Ему: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице, но истинно пути Божию учишь. Позволительно ли давать подать кесарю или нет? давать ли нам или не давать?

15 Но Он, зная их лицемерие, сказал им: что искушаете Меня? принесите Мне динарий, чтобы Мне видеть его.

16 Они принесли. Тогда говорит им: чье это изображение и надпись? Они сказали Ему: кесаревы.

17 Иисус сказал им в ответ: отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. И дивились Ему.

Читает и комментирует
Brooklyn_Museum_-_The_Tribute_Money_(Le_denier_de_César)_-_James_Tissot

Кесарю кесарево. Джеймса Тиссо.

Евангелие от Марка, Глава 12, стихи 13-17.

13 И посылают к Нему некоторых из фарисеев и иродиан, чтобы уловить Его в слове.
14 Они же, придя, говорят Ему: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице, но истинно пути Божию учишь. Позволительно ли давать по'дать кесарю или нет? давать ли нам или не давать?
15 Но Он, зная их лицемерие, сказал им: что искушаете Меня? принесите Мне динарий, чтобы Мне видеть его.
16 Они принесли. Тогда говорит им: чье это изображение и надпись? Они сказали Ему: кесаревы.
17 Иисус сказал им в ответ: отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. И дивились Ему.

"Позволительно ли давать подать кесарю?" С таким провокационным вопросом обращаются ко Христу фарисеи и иродиане - приверженцы династии Ирода Великого. Уже в своём подтексте этот вопрошание содержит подстрекательство к саботажу по уплате налогов римской казне - политическому преступлению против действующей власти. Евреи находясь тогда под римской оккупацией платили двойные налоги: в римскую казну и десятину на храм. Первая подать выплачивалась римскими монетами и вызывала глухой ропот, ибо среди иудеев были довольно сильны патриотические настроения. Храмовый сбор наоборот платили охотно используя для этого специально отчеканенную священную монету. Вопрос предложенный Спасителю был как злободневен, так и политически опасен. Причём вопрошающих устраивал любой вариант ответа. Одобрение Христом платежей по римским налогам оттолкнуло бы от Него народ, в противном случае Спасителя обвинили бы в подстрекательстве к бунту против римских властей. Дабы усыпить бдительность Иисуса хитрые фарисеи придумали льстивую преамбулу к своему коварному вопрошанию: "Учитель! мы знаем, что Ты справедлив и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице, но истинно пути Божию учишь". Само обращение "Учитель" уже довольно странно звучало из уст людей прежде не считавших себя Его учениками и даже открыто порицавших Христа. Однако Спасителя не смутила словесная эквилибристика, и сразу разглядев хитроумную ловушку, Он даёт понять это вопрошающим: "что искушаете Меня? принесите Мне динарий". Христос не отказывается от ответа. Ради простого народа, Он готов разъяснить сложившуюся систему уплаты податей. В израиле существовало древнее правило: чья монета, того и власть. Христу подают римскую монету на которой изображён римский император и видна надпись с его именем. Спаситель берёт монету, немного рассматривает её и задает встречный вопрос: "чье это изображение и надпись?" Святитель Иоанн Златоуст, комментируя этот фрагмент Священного Писания, замечает: "Он спрашивает не потому, что не знал, какой нужно дать ответ, но потому что желает их же собственными словами обличить их". В итоге, вопрошающие не заметив своей оплошности "сказали Ему: кесаревы. Иисус сказал им в ответ: отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу". Иоанн Златоуст подчёркивает "Христос хочет сказать, что платить дань значит лишь отдавать должное". Иными словами, кто не хочет кормить свои вооружённые силы, будет кормить оккупационную армию, и не нужно смешивать политику и экономику с вопросами веры. Всё тот же Иоанн Златоуст проницательно замечает "людям надобно воздать должное, и Богу то, чем мы в отношении к Нему обязаны..." Однако, христианин имеет право в отдельных случаях неповиноваться гражданской власти. "Основы социальной концепции Русской Православной Церкви" принятой Архиерейским Собором 2000 года чётко формулируют эти критерии: "...если власть принуждает православных верующих к отступлению от Христа и Его Церкви, а также к греховным, душевредным деяниям, Церковь должна отказать государству в повиновении. Христианин, следуя велению совести, может не исполнить повеления власти, понуждающего к тяжкому греху". Ответ Христа фарисеями и иродианам был настолько прост, очевиден и понятен, что вопрошающие фактически ушли посрамлёнными. Спаситель преподал великолепный урок и некоторым нашим современникам выискивающим в денежных знаках и паспортах шестёрки, призывая строже следить за своими мыслями, словами и поступками.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!