2016-01-23

Мф., 7 зач., IV, 1-11
Поделиться
416px-Hole_JesusalDesierto

«Христос, ведомый Духом в пустыню»
(Уильям Хол, 1908 год).

Евангелие от Матфея, Глава 4, стихи 1-11.

1 Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола,
2 и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал.
3 И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами.
4 Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих.
5 Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма,
6 и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею.
7 Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего.
8 Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их,
9 и говорит Ему: всё это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне.
10 Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи.
11 Тогда оставляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили Ему.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий

Отрывок, который мы только что услышали, следует сразу за рассказом о Крещении Спасителя. И это не случайно. Только что при Иордане Господь публично был объявлен Мессией, Сыном Божиим и Царем. Но каким будет Его правление? Может быть, Он возглавит многотысячную армию, свергнет иго захватчиков, вернет на землю мир, справедливость и благоденствие? Ведь именно такого мессию многие и ожидали. Эпизод искушения в пустыне дает прямой ответ на этот вопрос.

Чем можно увлечь человека за собой, сделать своим последователем? Лукавый, искушая Христа, предлагает Ему три варианта.

Во-первых, человека можно накормить. Иначе – создать комфортные условия существования. Иудейские предания утверждали, что когда придет мессия, в первую очередь он накормит народ чудесным хлебом, манной, как некогда Моисей в пустыне. Возможно, именно поэтому самое большое впечатления на простых евреев произвело чудо насыщения пятью хлебами.

Во-вторых, можно поразить взор человека. Это могут быть и чудеса и просто, что-то необычное. Так, например, раввины утверждали, что мессия должен был встать на крыло иерусалимского храма и провозгласить: «Израиль, время твоего избавления близко». Не случайно религиозные вожди постоянно требовали у Христа какого-нибудь видимого знамения для подтверждения Своего мессианства.

В-третьих, людей можно объединить насильно, создать мировую империю. Такое представление о мессианстве также бытовало в иудейской среде. Не случайно большинство бунтарей, восстававших против Рима во имя сильного государства Израиля, провозглашали себя мессиями.

Нечистый предлагает Христу задействовать все эти механизмы воздействия на людей. И он знает, что это сработает. Ведь именно так он соблазнил прародителей в раю: заставил вожделеть плод, поразил их взор его красотой, пообещал величие и могущество, каким обладает только Бог. Другими словами, возбудил в них: «похоть плоти, похоть очей и гордость житейскую».

Однако Христос выбирает иной путь. Он прекрасно понимает, что все три варианта основаны на низменных влечениях, понимает, что обязательно однажды хлеб опротивеет, чудеса наскучат, а насильственное соединение не принесет счастья. Но самое главное – ни один из трех путей не даст Ему того, что Ему необходимо – человеческого сердца. Люди должны пойти за Мессией, не потому что Он великий экономист, чудотворец или правитель. Они должны сделать это по своему свободному выбору, в ответ на жертвенную любовь Спасителя. Даже униженный, оплеванный, распятый на кресте Он должен стать для них Мессией и Богом.

Какого Мессию мы хотим видеть во Христе? Что мы ожидаем от христианства и от Церкви? Согласитесь, от ответа на этот вопрос, зависит то, какой идеал мы будем воплощать в своей жизни. И очень бы хотелось, чтобы наш Спаситель не имел ничего общего с мессией тех иудеев, которые видели в нем великого царя-освободителя, сокрушающего врагов. Но остался бы евангельским Христом, Царство Которого не от мира сего, а вся власть – власть креста и жертвенной любви.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (13 оценок, в среднем: 5,00 из 5)
Загрузка...