2014-01-16

Евангелие день за днём. Мк., 57 зач., XII, 38-44.
Поделиться
7575

Две лепты бедной вдовы. Фреска Толгского монастыря.

Евангелие от Марка, Глава 12, стихи 38-44.

38 И говорил им в учении Своем: остерегайтесь книжников, любящих ходить в длинных одеждах и принимать приветствия в народных собраниях,
39 сидеть впереди в синагогах и возлежать на первом месте на пиршествах,-
40 сии, поядающие домы вдов и напоказ долго молящиеся, примут тягчайшее осуждение.
41 И сел Иисус против сокровищницы и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много.
42 Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант.
43 Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу,
44 ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила всё, что имела, всё пропитание свое.

Христос с учениками находился в Иерусалимском храме, и их как всегда окружал народ. Это одна из последних бесед Спасителя с людьми. Скоро наступит время Его крестных страданий и смерти. Но Он продолжает предостерегать людей от неправильных поступков и мыслей указывая на конкретный пример: “остерегайтесь книжников”. Их жизнь, поведение, образ мышления являются губительными для духовной жизни человека. Привыкнув оберегать от опасностей и болезней своё тело, мы как правило забываем о душе, привнося в жизнь массу духовных рисков, а это опасность куда большая нежели повреждение тела. Физические недуги рано или поздно закончатся, а человеческая личность продолжит своё существование с теми повреждениями, которые она приобрела в процессе земной жизни. В вечности самостоятельно, что-либо исправить человек уже не сможет. Спаситель указывает на книжников, как на отрицательный пример, который был у всех на виду. Внимание и уважение к своей персоне, каким пользовалась аристократия богословской науки, как раз и явилось для них растлевающим фактором. Страсть тщеславия, которая дремлет в каждом человеке, под действием внешних обстоятельств, в книжниках оказалась особенно обострённой. Они очень любили почёт и уважение. Спаситель предостерегает учеников: “сии, поедающие дома вдов и напоказ долго молящиеся, примут тягчайшее осуждение”. Но дух книжничества был во все времена. Совсем скоро апостолы будут пользоваться большим авторитетом среди людей, и потому велик риск заразится страстью тщеславия. Когда Христос беседовал с учениками, книжники вероятно находились где то неподалёку в храме, и возможно слышали критические суждения в свой адрес. Но беда очень многих людей состоит в том, что далеко не всегда мы воспринимаем критику правильно. Самая безобидная реакция, если мы удивляемся сказанному, но чаще обижаемся или возмущаемся и начинаем враждовать с тем, кто указывает нам на недостатки. Христос садится напротив кружки для сбора храмовых пожертвований и внимательно наблюдает. Одним из видимых знаков проявления тщеславия может являться и жертва на храм. Спаситель видит, как состоятельные люди бросают в кружку серебряные и золотые монеты, делая это явно напоказ. Вдруг среди толпы богомольцев появляется бедно одетая женщина. Евангелист Марк сообщает, что она была вдовой, и вся её дальнейшая жизнь, по всей видимости будет протекать далеко за чертой бедности. Желая принести свою жертву на храм женщина кладёт последние деньги в сокровищницу, быть может заранее отказываясь от приобретения скудного пропитания в котором, конечно же имела огромную нужду. Евангелист Марк называет даже сумму, которую вдова опустила в кружку для пожертвований – две лепты. Сегодня трудно идентифицировать эти деньги с современным уровнем цен, но некоторые комментаторы Священного Писания жившие ещё в старой России подсчитали что по тогдашним меркам две лепты приблизительно равнялись полушке, то есть половине копейки. Но жертва, которую человек подаёт на храм, нужна не столько святилищу, сколько ему самому. Это благодеяние, через которое человек духовно совершенствует себя, в тайне от других совершая его перед лицом Бога. Для бедной вдовы, пожертвовать две лепты было равнозначно подвигу, ибо она отдала последние деньги. Спаситель подзывает учеников и указывает им на этот пример: “истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу”. Сумма пожертвования совсем не зависит от количества денег, но напрямую сопряжена с качеством мыслей жертвователя. Пожертвовать “от избытка”, то есть поделиться тем, что мне не жалко. Такая жертва почти не содержит работы над собой, и потому вряд ли приносится от сердца. А если нет сердечной жертвы, то как правило появляется тщеславие и гордость от совершённого поступка. Но бывает и ещё хуже, когда приносимая жертва является частью предвыборной или какой-нибудь пиар-компании по раскрутке имиджа того или иного человека, и тогда пожертвование становится уже совсем отрицательным деянием. Бедная вдова это великолепный пример всем нам, ибо “от скудости своей положила всё, что имела”. В её жертве содержится величайшее доверие Богу за свою будущность и одновременно огромное смирение. Задумаемся над этим друзья.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (3 оценок, в среднем: 5,00 из 5)
Загрузка...