Евангелие от Марка, Глава 12, стихи 13-17. Комментирует - Библия
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Марка, Глава 12, стихи 13-17

13 И посылают к Нему некоторых из фарисеев и иродиан, чтобы уловить Его в слове.

14 Они же, придя, говорят Ему: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице, но истинно пути Божию учишь. Позволительно ли давать подать кесарю или нет? давать ли нам или не давать?

15 Но Он, зная их лицемерие, сказал им: что искушаете Меня? принесите Мне динарий, чтобы Мне видеть его.

16 Они принесли. Тогда говорит им: чье это изображение и надпись? Они сказали Ему: кесаревы.

17 Иисус сказал им в ответ: отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. И дивились Ему.

Читает и комментирует Евангелие от Марка, Глава 12, стихи 13-17 (о. Стефан Домусчи)
Brooklyn_Museum_-_The_Tribute_Money_(Le_denier_de_César)_-_James_Tissot

Кесарю кесарево. Рисунок Джеймса Тиссо.

Мк., XII, 13-17 о.Стефан Домусчи

13 И посылают к Нему некоторых из фарисеев и иродиан, чтобы уловить Его в слове.
14 Они же, придя, говорят Ему: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице, но истинно пути Божию учишь. Позволительно ли давать подать кесарю или нет? давать ли нам или не давать?
15 Но Он, зная их лицемерие, сказал им: что искушаете Меня? принесите Мне динарий, чтобы Мне видеть его.
16 Они принесли. Тогда говорит им: чье это изображение и надпись? Они сказали Ему: кесаревы.
17 Иисус сказал им в ответ: отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. И дивились Ему.

Комментирует священник Стефан Домусчи.

Нередко, становясь верующими, люди встают перед вопросом: как и в какой мере возможно совместить прежнюю жизнь с новой... Что из существующих привычек допустимо, а что недопустимо? Ответы бывают очень разными. Многие знают историю о том, как Моисей, разбил полученные от Бога скрижали с заповедями, когда увидел своих соплеменников, поклоняющихся золотому тельцу как Богу. Он с помощью Божией вывел их из Египта, из дома рабства, но они попытались совместить привычку к идолопоклонству с верой в единого истинного Бога. Реакция Моисея была однозначной - совмещение такого прошлого с настоящим было для них не допустимо. Но значит ли это, что совершенно все, что они делали, так же как делали в свое время в Египте - недопустимо? Конечно, нет, они должны были изменить веру и нравственность.

С похожими проблемами сталкиваются люди, приходящие к Богу в наше время. Входя в храм, в церковную жизнь, люди часто не имеют критерия, который помог бы им определить, что совместимо с христианской жизнью, а что нет. Они либо продолжают жить как жили, либо думают, что все прежнее недопустимо и радикальным образом все меняют. Неправильно и духовно опасно и то и другое.

При чем "ощущение очевидности" того или иного выбора, совершенно не помогает, потому что очевидное для мира, совсем не очевидно для Христа и Церкви.

В сегодняшнем чтении мы видим как две предельно разные группы людей приходят ко Христу, чтобы испытать и даже искусить его. Как для одних, так и для других ответ был яснен: фарисеи были настроены к властям и податям плохо, а иродиане, хорошо. Но для того, чтобы подловить на ответе Христа, и настроить против него либо народ, либо власти - они были готовы на все. И вот, они задают ему вполне конкретный вопрос: Позволительно ли давать подать кесарю или нет? и даже уточняют "стоит ли подавать им самим". Ответ Христа глубже, чем их вопрос, он не формален, не о временных захватчиках и их налогах.

Деньги кажутся нам сегодня чем-то очень привычным и понятным, в то время как они глубоко символичны, ведь воплощают в себе разные возможности, власть, обладание.  Тот у кого они есть, ощущает себя твердо стоящим на ногах. Тот, кто отдает их - отдает те же власть и обладание другому.

Тяга человека к деньгам - это тяга к самостоянью, которая впервые проявилась в тот момент, когда Ева слушала слова змея в раю. Именно поэтому Христос говорит, что человеку трудно служить двум господам, потому что он не может делать это одинаково искренне: либо он верит в Бога, либо в богатство. Вопрос о податях - это вопрос мелкий и второстепенный, который может быть правильно решен в свете более глубокого и важного: от кого человек хочет зависеть? Кому он себя вверяет? И более того, кто он в итоге? С кем и чем себя ассоциирует?

Чей образ на монете? По-гречески: "Чья икона"? - Ответ очевиден: образ и икона кесаря, царя земного. - Что такое деньги? Символ земной власти, могущества, евангельский момона, которому человек служит, если сводит себя к земному и только с земным ассоциирует.

Слова "отдавайте кесарю кесарево" по смыслу очень близки словам "оставь мертвым погребать своих мертвецов". Деньги, власть, само желание обладать другими, ложную самость и все, что олицетворяет собой "Царство человеческое" - оставляйте человекам.

Что же можно отдать Богу? Что в нас Божье? Ответ не менее очевиден: мы - божьи, потому что сотворены по Его образу, значит решившись отдать Богу Божье - мы должны отдать себя...

Но что же это значит? Как это возможно? И как тогда жить на этой земле? Мы возвращаемся к тому, с чего начали: как став христианином, жить в мире?

Единственный правильный выход: жизнь по заповедям и решимость стать Христовым учеником. При этом очень важно внутреннее смирение, готовность принимать заповеди, не как нечто внешнее, приказанное, но как новый закон, который должен стать законом сердца, а с ним и всей жизни.

 

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!