2017-01-26

Мк., XI, 27-33 о. Дмитрий Барицкий
Поделиться
Pietro_Cavallini_009

Ангел.
П. Каваллини, базилика Св. Сесилии, Рим.

Мк., XI, 27-33 о. Дмитрий Барицкий

27 Пришли опять в Иерусалим. И когда Он ходил в храме, подошли к Нему первосвященники и книжники, и старейшины
28 и говорили Ему: какою властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал власть делать это?
29 Иисус сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном, отвечайте Мне; тогда и Я скажу вам, какою властью это делаю.
30 Крещение Иоанново с небес было, или от человеков? отвечайте Мне.
31 Они рассуждали между собою: если скажем: с небес,- то Он скажет: почему же вы не поверили ему
32 а сказать: от человеков – боялись народа, потому что все полагали, что Иоанн точно был пророк.
33 И сказали в ответ Иисусу: не знаем. Тогда Иисус сказал им в ответ: и Я не скажу вам, какою властью это делаю.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Разговор, который мы только что услышали, произошел между Христом и Его противниками сразу после того, как Спаситель выгнал из иерусалимского храма торговцев. Понятно, что этот поступок вызвал возмущение среди религиозных вождей иудеев, которые получали большой доход с торговли жертвенными животными. Однако они не могли схватить Иисуса на глазах у народа. Люди, которые, без сомнения, возмущались высокими ценами и самим фактом спекуляций во дворе храма, были однозначно на стороне Христа. Поэтому был выбран другой способ избавиться от ненавистного проповедника. Представители религиозной элиты иудеев действуют хитро: они пытаются лишить Спасителя того авторитета, который Он имел в глазах простых людей. Они спрашивают, кто дал Ему право так поступать: громить лавки торговцев и разгонять их товар, животных и птиц. Это вопрос-ловушка. Если бы Христос ответил: «Я делаю это Своей властью», – народ отвернулся бы от Него, как от человека, одержимого манией величия. Если бы Он сказал: «Я делаю это властью Бога», – у служителей храма были бы все основания обвинить его в Богохульстве. Ведь Бог, по их рассуждению, не может разрешить творить подобные бесчиния в Храме, нарушать покой и благолепие священного места. И с этим было бы трудно поспорить. Иными словами, иудеи хотят поставить Христа в тупик. Ведь вопрос был задан так, что ни ответь – все равно проиграешь.

Господь прекрасно понимает замысел Своих врагов. Поэтому в Своем ответе Он ставит их перед еще более сложным выбором. Христос спрашивает, что они думает об Иоанне Крестителе. Кто он: Божий пророк или самозванец. Если иудеи ответят, что Иоанн Креститель самозванец, они настроят против себя народ, который почитал Иоанна Крестителя за святого мученика. Если они ответят, что он пришел от Бога, тогда они будут вынуждены принять то, что Христос – Мессия. Ведь Иоанн первый указал на это. Но тогда им придется смириться со всеми словами и поступками Спасителя. Теперь уже оппоненты Христа должны выбирать одно из двух зол. Они не находят ничего лучшего, как промолчать и удалиться.

Произошедшее очень показательно и должно послужить для нас важным уроком. Всякий, кто читал Евангелие, знает, как порой трудно не то, что исполнить, просто согласиться с тем, что заповеди, которые нам предлагает Господь, – единственные принципы и столпы, на которых должна основываться наша жизнь. Верность одному супругу, а не половая разнузданность; безусловное прощение обидчику, а не месть; молитва не то, что за друзей, но в первую очередь за врагов; кротость перед противником, вплоть до того, что в ответ на его удар в одну щеку, быть способным подставить и другую. И т.д. Как порой трудно бывает просто это принять! Трудно потому что сразу же необходимо что-то переоценить в своей жизни, что изменить, от чего-то отказаться, приступить к чему-то новому, непривычному. Одним словом напрячься, доставить себе внешний и внутренний дискомфорт. А ведь так хочется пожить в свое удовольствие: удовлетворять себя вполне и физически и душевно.

Бывает, чтобы этого не делать, человек начинает оправдываться, изворачиваться, обманывать, придумывать какие-то хитроумные объяснения своему поведению. Одним словом всеми мыслимыми и немыслимыми способами пытаться успокоить свою совесть. Сохранить все как было. «Подумаешь, любовница, у многих любовницы. Да и, вообще, Господи, Ты Сам дал мне такую сварливую жену; подумаешь отомстил, не отомщу, так меня уважать перестанут; вот еще подставлять другую щеку, этак мне всякий на шею сядет…» Ну и т.д.

Но не оказываемся ли мы в этом случае в той ситуации, в которой оказались те иудеи? Ведь они так же отказывались признавать очевидное: обирать людей в храме – тяжкий грех. Так же на упрек Христа, пытаясь сохранить свой образ жизни, успокоить свою совесть, они при помощи своих хитроумных вопросов попытались обесценить Его слова, нивелировать ту правду, которую Он им показал. Но если так, то, как и они, мы можем оказаться в ловушке. В итоге, сама жизнь поставит нас в тупик: обстоятельство сложатся так, что мы запутаемся окончательно и останемся у разбитого корыта.

Поэтому не будем противиться Евангелию. Даже если мы еще не можем найти в себе силы исполнить все заповеди Христа, найдем в себе силы хотя бы признать их правоту, истинность, исключительность. Это первый, очень важный шаг. Только за это наше согласие Господь даст силы исполнить хотя бы их малую часть. И тогда каждый из нас, в свою меру, вкусить ту величайшую и ни на что не похожую радость, ту благодать, которая наполняет всякого, кто идет таким непростым путем Евангельской жизни.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (58 оценок, в среднем: 4,97 из 5)
Загрузка...