2017-01-08

Мф., II, 13-23
Поделиться
Saint_Joseph_with_the_Infant_Jesus_by_Guido_Reni,_c_1635

Святой Иосиф с младенцем Иисусом (Гвидо Рени, ок. 1635 года).

Мф., II, 13-23 о. Феоктист Игумнов.

13 Когда же они отошли,- се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его.
14 Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет,
15 и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего.
16 Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов.
17 Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит:
18 глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет.
19 По смерти же Ирода,- се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте
20 и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца.
21 Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву.
22 Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские
23 и, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется.

Комментирует иеромонах Феоктист (Игумнов)

Удивительным человеком был Иосиф Обручник! Евангелисты упоминают о нем вскользь, по случаю, он постоянно находится в тени Родившегося Богомладенца и Его Пречистой Матери, но именно через него действует Бог. Именно к нему Он неоднократно посылает Своих ангелов, ему доверяет обеспечение безопасности Христа и Его Матери. Можно лишь гадать о нем самом и его жизни до и после описанных в Евангелии событий. Но совершенно очевидно, что Иосиф не был формалистом в части исполнения постановлений закона, но при этом он был благочестивым, религиозным и уважаемым человеком. В себе самом он смог реализовать идеал праведности ветхозаветного человека, тот самый идеал, к которому стремились фарисеи и книжники, но от которых этот идеал неизбежно ускользал, потому что они не могли увидеть, почувствовать, понять, что означают слова «возлюби ближнего своего как самого себя». Фарисеям и книжкам не удавалось осознать, что весь ветхозаветный закон, все предписания закона не самоценны, их цель в том, чтобы смягчить жестокость сердец и научить любить ближнего и через ближнего — Бога. То, что не удалось религиозной иудейской знати, в полной мере удалось простому плотнику из Галилеи. Он не возмутился, когда узнал, что обрученная ему жена Мария оказалась беременной, а ведь он имел полное право побить Ее камнями, но вместо этого Иосиф решает тайно отпустить Ее, чтобы не предавать Ее позору. В результате принятого милосердного решения, он удостаивается ангельского посещения и он без всякого сомнения верит ангелу. Отец Иоанна Предтечи праведный Захария не смог сделать так же: он поставил под сомнение ангельскую весть о зачатом праведной Елисаветой ребёнке и был наказан временной немотой. Но поверить в беременность женщины в летах значительно проще, чем в беременность от Духа Святого. Иосиф Обручник верит, не спорит и не сомневается. Благодаря своей вере он становится подобен Аврааму — отцу всех верующих — и становится хранителем Богомладенца Христа. После Рождения Спасителя Бог через ангела всякий раз обращается только к нему и говорит, что нужно сделать, чтобы сохранить жизнь Господу Иисусу Христу. Тихий и скромный человек становится защитником Самого Бога! И Иосиф всякий раз верит и действует по своей вере. Невозможно назвать веру и милосердие Иосифа Обручника слабостью или мнительностью. Пеший путь с семьей в Египет, жизнь в Египте, пеший путь обратно не были простыми, слабый человек предпочел бы остаться на месте, он не смог бы решиться на такое путешествие. Слабому человеку было бы проще уклониться от информации, полученной от Бога. И всякий раз, когда мы уклоняемся от того, что говорит нам Бог через Священное Писание и Предание Церкви — мы проявляем свою слабость. Иосиф, как и патриарх Авраам, не уклоняется и тем самым показывает нам свою силу. В доверии Богу и заключена сила всякого человека, который считает себя верующим. Решимость Иосифа Обручника, история, которую мы только что услышали — прекрасный урок жизни по вере, жизни в присутствии Бога, жизни для Бога. Постараемся усвоить этот урок и пользоваться им каждую минуту и каждую секунду нашей жизни.

 

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (51 оценок, в среднем: 4,94 из 5)
Загрузка...